Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кто заинтересован в украинском энергокризисе?

Кто заинтересован в украинском энергокризисе?

Товарная блокада Донбасса может обойтись Украине в 1 млрд долларов. Петр Порошенко обсудил проблему с дефицитом угля в Совете национальной безопасности. К чему уже привел дефицит топлива на Украине?

Спустя три недели после начала товарной блокады Донбасса Порошенко обратился к активистам: «Не вы эти земли собирали, не вам отрезать!». Энергокризис на Украине состоялся, теперь о последствиях. Украинский президент предрекает потерю 300 тысяч рабочих мест, падение экспортной выручки, курса гривны и новых проблем в экономике. Уже возникли перебои с энергоснабжением ряда городов, в том числе Киева, а дальнейшая блокада может привести к отключению отопления. В холдинге «Метинвест» Рината Ахметова заявляют о «гуманитарной катастрофе». Со стороны Донбасса не идет уголь, со стороны Украины руда не поступает на металлургические заводы ДНР — ЛНР.

Потери несет только Киев, потому как даже предприятия на юго-востоке зарегистрированы на территории подконтрольной Украине и платят налоги в ее бюджет. Порошенко пообещал разблокировать Донбасс, прекратить, как выразился, эту «анархию и атаманщину», но возможностей у президента немного. Либо силой разгонять ветеранов АТО и народных депутатов с железнодорожных путей, либо покупать уголь, например, из России или через Россию. Объясняет руководитель аналитического управления Фонда нацэнергобезопасности Александр Пасечник

«Углем мы всегда можем помочь, можем и газом. Мы же в принципе исходим из гуманитарных миссий. Если есть политический конфликт, но это уже вторично, опять же, этот же уголь можно поставлять, получается, блокады-то с другой стороны нет. То есть блокада только на Киев. По сути, мы уголь Донбасса можем поставлять просто другим каналом. Ну, это ухудшит логистику, она станет более дорогой. Через Россию можно опять поставлять на Украину, только через другие коридоры при желании».

Нарастить объемы поставок угля на Украину готовы в Кемерово. Сейчас регион дает туда около 9 млн тонн угля в год. Но этот вопрос, вероятно, будет решаться в Москве, потому как три года назад российских угольщиков попросили сбавить объемы, чтобы Киев покупал больше топлива в самопровозглашенных республиках, тем более ему так дешевле. Поведение Порошенко с этой стороны выглядит более чем странным. Несмотря на жесткую публичную риторику, он все-таки допустил энергокризис, и пока даже не пытается поставить на место активистов из «Штаба блокады». За этим могут скрываться личные мотивы, предполагает заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько.

Богдан Безпалькозаместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ«С помощью блокады ЛНР-ДНР решаются проблемы не столько политического единства Украины, сколько перераспределения активов между рядами крупных игроков. В частности, между Петром Алексеевичем Порошенко, который, обладая не только большим состоянием, но и политической властью на Украине, пытается это осуществить, и между Ринатом Ахметовым, который владеет этими предприятиями, сейчас в данный момент несет убытки и, соответственно, над ним нависла угроза остановки коксохимического производства».

Стремление Порошенко расширить свои активы за счет Рината Ахметова хоть как-то объясняют события в энергетике Украины. Если у президента нет подобных мотивов, то вся ситуация выглядит как просто абсурд. 

Источник: BFM.RU, 17.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики