Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» и «Транснефть» пошли на мировую

«Роснефть» и «Транснефть» пошли на мировую

«Роснефть» и «Транснефть» в досудебном порядке урегулировали разногласия по транспортировке нефти в 2017 году. Компании подписали договор о прокачке нефти в 2017 году и обратились в Минэнерго РФ для корректировки нормативов потерь нефти в системе в сторону их снижения. Решение является компромиссным, однако окончательно не решает всех проблем, отмечают опрошенные RNS эксперты.

«Роснефть» и «Транснефть» в досудебном порядке урегулировали разногласия по транспортировке нефти в 2017 году, сообщил RNS представитель «Роснефти» и подтвердил официальный официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин.

«Спор двух хозяйствующих субъектов — ПАО НК "Роснефть" и ПАО "Транснефть" — по вопросу согласования условий транспортировки нефти урегулирован в досудебном порядке в ходе переговоров», — отметили в «Роснефти». 

Как пояснил представитель «Роснефти», при этом была достигнута договоренность о снижении нормативов потерь в системе «Транснефти».

Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин подчеркнул, что компания подписала с «Роснефтью» новый договор о транспортировке нефти на условиях, аналогичных условиям предоставления услуг для всех грузоотправителей.

«"Транснефть" и "Роснефть", а также "Башнефть" согласовали и подписали договоры на транспортировку нефти и нефтепродуктов на 2017 год на условиях, аналогичных условиям предоставления услуг по транспортировке нефти для всех грузоотправителей», — сказал он RNS.

Как отмечается в материалах «Роснефти», стороны заключили договор об оказании услуг по транспортировке нефти в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в объеме 180,346 млн тонн. Размер сделки в денежном выражении не определен, так как зависит от тарифа на транспортировку нефти и маршрута транспортировки.

Демин пояснил, что «Транснефть» и «Роснефть» договорились о том, что на сегодняшний день учет технологических потерь может осуществляться только на основании нормативов. В этой связи договаривающиеся стороны совместно обратились к министру энергетики РФ Александру Новаку с просьбой об активизации работы в рамках созданной Минэнерго комиссии по разработке и утверждению новых нормативов технологических потерь в системе магистральных нефтепроводов.

Суть спора

Основные разногласия «Роснефти» и «Транснефти» при заключении договора о прокачке нефти на 2017 год заключались в разной оценке расчета технологических потерь нефти в системе. «Транснефть» считала, что технологические потери должны определяться согласно действующим нормативам, с чем была не согласна «Роснефть». При этом реальные потери нефти в системе «Транснефти» меньше нормативных, и компания продает излишки нефти на бирже, направляя полученную выручку на благотворительность. Объем этих средств некоторые эксперты оценивают в сотни миллионов долларов.

27 декабря 2016 года «Роснефть» подала в Арбитражный суд Москвы заявление об обеспечении имущественных интересов в связи с разногласиями, возникшими при заключении договора. Суд удовлетворил заявление и ввел обеспечительные меры, согласно которым «Транснефть» не может остановить перекачку нефти «Роснефти» с 1 января 2017 года.

24 января «Роснефть» подала иск к «Транснефти» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора об оказании услуг по транспортировке нефти. Глава «Транснефти» Николай Токарев также заявлял, что компания написала письмо председателю Верховного суда с просьбой разобраться с возможным нарушением регламента Арбитражным судом Москвы при вынесении обеспечительных мер в отношении «Транснефти» по иску «Роснефти».

Теперь компании совместно обратились в Минэнерго для разработки новых нормативов.

По словам представителя «Транснефти» Игоря Демина, долгосрочной программой развития «Транснефтью» к III кварталу 2017 года уже было предусмотрено снижение среднесистемного показателя нормативных потерь до 0,12%. Как он пояснил, «Транснефть» реализует утвержденную программу технического перевооружения, капитального ремонта и модернизации резервуарного парка с тем, чтобы последовательно снижать нормативные потери до следующих целевых среднесистемных показателей: ко II кварталу 2018 года — 0,11%; к IV кварталу 2020 года — 0,09%. При этом для «Роснефти» показатели нормативных технологических потерь нефти к III кварталу 2017 года должны составить 0,14%; ко II кварталу 2018 года — 0,12%; к IV кварталу 2020 года — 0,1%.

Компромиссное решение

Опрошенные RNS эксперты считают, что такое решение является компромиссным и принесет пользу всем нефтяным компаниям России, а не только «Роснефти».
«Я думаю, это компромиссное решение. "Транснефть" была недовольна тем, что "Роснефть", как крупнейший нефтедобытчик в стране, требует для себя эксклюзивных условий. С одной стороны, получается, что потери действительно большие, но снижать нормативно их должна не "Транснефть", а ФАС и Минэнерго. Сейчас об этом и договорились, что "Транснефть" и "Роснефть" совместно обратятся в ФАС и Минэнерго и убедят государственные институты, что нормативы надо поменять. Но при этом уменьшение произойдет не для одной "Роснефти", а система поменяется для всех компаний. В принципе, это выгодно для всех российских нефтяных компаний, которые получат больший объем нефти на выходе из системы», — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По мнению Юшкова, «Транснефть» добилась такой ситуации, когда реальные потери не так высоки, и поэтому компания может согласиться на изменение норматива.

Проблемы остаются

Тем не менее мировая двух компаний не позволит до конца решить имеющуюся проблему учета потерь нефти в системе, считает генеральный директор «Инфотек-Терминал» Рустам Танкаев.

«Это не позволит решить проблему. Проблему позволил бы решить четкий контроль и распределение избытков между недропользователями. Это решение абсолютно жизненное, оно абсолютно по силам современным системам учета, и никакой технической проблемы в этом нет», — считает он.

Другим вариантом решения проблемы, по его словам, было бы введение штрафа за потери при транспортировке нефти.

Игорь Юшков из ФНЭБ считает, что потери нефти в системе в любом случае будут.

«В реальности есть потери — незаконные врезки, народ выкачивает нефть. Конечно, до нуля потери не уберешь, так как незаконные врезки постоянно появляются. Но зачастую бывало, что реальные потери были меньше, чем потери нормативные, которые прописывают ФАС и Минэнерго. В идеале нужно стремиться к тому, чтобы не было потерь вообще, и вслед за понижением фактических потерь снижать и нормативные», — сказал он.

Юшков добавил, что, вероятно, решить разногласия между компаниями позволило личное вмешательство президента РФ Владимира Путина.

«Ситуация зашла очень далеко: компании откровенно били друг друга в информационном пространстве. Я думаю, компромисс, который был достигнут, это в большей степени не заслуга самих компаний, это президент обратил внимание и сказал: "Ребята, нужно мириться". Такие примеры были в российской экономике. Я считаю, что это, скорее, решение президента», — заключил эксперт. 

Источник: RNS, 17.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики