Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть-фантом из Ирана не спасёт Белоруссию от «энергозависимости от России»

Нефть-фантом из Ирана не спасёт Белоруссию от «энергозависимости от России»

Сегодня появились сообщения о покупке Белоруссией первой партии персидской нефти. Речь идёт о более чем 80 тыс. тонн чёрного золота Национальной нефтяной компании (NIOC) Ирана. На данный момент это первая подобная сделка между Минском и Тегераном. Таким образом страна намерена «снизить энергетическую зависимость от России».

Однако опрошенные Лайфом эксперты не уверены, что контракт вообще заключен. А если даже соответствующие договорённости между Ираном и Белоруссией и существуют, то они вряд ли помогут последней избавиться от «энергетической зависимости от России».

— Думаю, что договорённости Белоруссии с Ираном — это однозначно не на долгосрочную перспективу, — сказал Лайфу ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков. — Вообще не понятно, есть ли в реальности этот контракт или нет. Ведь сообщил об этом только один источник. Официально Минск это не подтверждал. Возможно, что и сделки-то нет никакой. Ведь Лукашенко во время своей пресс-конференции сказал, что Белоруссия подала иск к Москве за недопоставку нефти, а суд ЕАЭС сказал, что иска не получал. Так что историю с иранским контрактом стоит воспринимать только как информационную кампанию с целью упрочить свои позиции в переговорах с Россией. Но это вряд ли удастся сделать. Даже если контракт реально был подписан. Речь же идёт о единоразовой закупке, а не долгосрочном соглашении. Москва на это не поведётся, так как эту историю мы уже проходили. Минск уже закупал нефть и в Венесуэле, и в Азербайджане, и всё закончилось тем, что Белстат публиковал данные о стоимости импортированной нефти. И она всегда оказывалась дороже, чем российская.

Напомним, что трения между Москвой и Минском по «нефтяному вопросу» заиграли новыми красками в начале прошлого года. Тогда Белоруссия назвала неоправданно высокой цену, выставляемую союзным государством за нефть и газ. Ответ России не заставил себя ждать. Москва попросту снизила объёмы беспошлинных поставок нефти в Белоруссию.

Отметим также, что Иран после снятия с себя части западных санкций всё активнее «влезает» на исконно российские рынки. Как выяснил Лайф, сегодня NIOC объявила о том, что с НПЗ Persian Gulf Star в Японию отправится партия нафты (так называемый нефтяной спирт, получаемый при перегонке нефти) весом 280 тыс. тонн. Отметим, что Страна восходящего солнца в последние годы стала всё чаще закупать нефть у России. Однако уже в конце 2016-го японский рынок чёрного золота, являющийся одним из крупнейших в мире, повернулся в сторону Ирана.

Импорт из России был сокращён более чем на 60%, а закупки у Тегерана — выросли на 54%.

Автор: Эльдар Ахмадиев

Источник: Life.Ru, 16.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики