Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чечня не сможет сама заплатить 12,5 млрд руб. за активы «Роснефти» в регионе

Чечня не сможет сама заплатить 12,5 млрд руб. за активы «Роснефти» в регионе

На самом деле, история с продажей «Роснефтью» активов в Чечне республиканскому правительству достаточно давняя, и она отражает восприятие чеченского руководства их нефтяных активов. А восприятие заключается в том, что нефть — это сверхдоходный бизнес, к которому необходимо иметь как можно более серьезное отношение. Они считают, что компания «Роснефть» не совсем правильно распоряжается имуществом в регионе, соответственно, бюджет Чечни теряет довольно серьезные деньги. Они исходят из того, что этот бизнес автоматически должен быть прибыльным. 

В реальности же нужно понимать, что в нефтяном бизнесе все зависит от того, как ты этим бизнесом управляешь. Факт наличия добычного сегмента или переработки не гарантирует высокой маржи и доходности. Примеров неудачных нефтяных менеджеров мы знаем очень много: как в России, так и за рубежом. К примеру, венесуэльская компания PDVSA: как только ей стали управлять друзья Чавеса, компания обвалила и добычу, и доходность. То есть сам факт наличия производства не гарантирует того, что им будут эффективно управлять — это аксиома.

Со стороны Чечни в данной ситуации проявляется упрямая вера в то, что, если они сами этим займутся, деньги будут точно. Мне кажется, для Чечни идеальная форма заключалась бы в том, чтобы им за все платили, а они бы сами ничем не управляли. Но здесь они вдруг решили, что надо все оформлять в собственность, соответственно, возникла эта история с разделом активов. Для «Роснефти» же в данной ситуации, на мой взгляд, стоит задача — четко разделить зоны ответственности, чтобы с них постоянно не требовали инвестиций или каких-либо других вливаний. Поэтому «Роснефть» стремится ограничить пределы желаний чеченского правительства. Не думаю, что в схеме «Роснефти» чеченское правительство выиграет от этого. А раз оно не выиграет, я думаю, что эта история не закончится.

«Роснефть» разделит бизнес, но оставит часть активов в Чечне, поэтому основания для конфликтов никуда не исчезнут. Если маржа бизнеса, которым будет владеть и руководить чеченское правительство, начнет падать, и затем они выяснят, что ситуация оказывается не такой, как предполагалось, они начнут писать письма известно кому, с просьбой обеспечить им определенные дотации.

Когда сталкиваются две такие мощные силы, каждая из которых имеет прямой доступ к президенту и может напрямую излагать свои интересы, затруднительно сказать, чем может закончится этот конфликт. Тем более, там все равно будет пересечение интересов «Роснефти» и правительства Чечни, потому что «Роснефть» останется в добыче, разойтись им не удастся. Я не думаю, что разделение бизнеса решит все вопросы, ведь главный вопрос заключается в том, что, если со стороны Чечни не будет прибыли, на которую они рассчитывают, они, естественно, будут требовать им это компенсировать.

Что касается цены активов в 12,5 млрд рублей, то у чеченского руководства могут быть сомнения в этой сумме, но, самое главное, я сомневаюсь, что они сами будут за это платить. Откуда будут брать? Брать можно только в одном месте — в федеральном бюджете, тут вариантов никаких нет. Деньги достаточно большие, и в общем-то непонятно, зачем все это делать. Это не инвестиции в какое-то новое производство, а просто вариант раздела активов госкомпании, за которые надо заплатить из бюджета.

По моему мнению, это не тот актив, который сейчас надо делить за счет средств бюджета и привлекать достаточно немалые суммы на это. Я думаю, это будет достаточно длительная история, которая скорее всего ничем не закончится.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: ПРАЙМ, 27.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики