Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Весна обещает быть жаркой

Весна обещает быть жаркой

Аналитик Александр Пасечник — о ходе исполнения договоренностей по сокращению добычи нефти

Действующий с начала года режим по ограничению добычи нефти странами ОПЕК и пулом внекартельных государств, неформальным лидером по производственной квоте в котором является Россия, стабилизировал мировой рынок углеводородов. Котировки барреля нефти марки Brent в январе–феврале закрепились на уровнях в $53–57. По сути, пресловутая волатильность, в принципе свойственная рынку черного золота и особенно заметная в 2016 году (когда суточные колебания цены «бочки» могли достигать 7–10%), теперь подавлена сбалансированностью спроса и предложения.

Так, в свежем докладе Международного энергетического агентства (МЭА) отмечается, что добыча нефти странами ОПЕК в январе сократилась на 1 млн баррелей в сутки, до 32,06 млн баррелей. Суммарное предложение нефти в январе сократилось на 1,5 млн. В итоге добыча в январе 2017 года оказалась на 730 тыс. баррелей ниже, чем в январе прошлого года. «Исторически это самое глубокое сокращение добычи для ОПЕК», — подчеркивается в обзоре.

Статистика свидетельствует о том, что картельные игроки выполнили обязательства по заморозке уже на 90%. При этом лидер по квоте — Саудовская Аравия — снизил добычу даже сильнее, чем требовалось, следует из нового отчета МЭА. В январе саудовцы сократили суточные поставки на 560 тыс. баррелей при плановом обязательстве снижения на 490 тыс. И теперь в абсолютных показателях страна ежедневно добывает менее 10 млн баррелей.

В свою очередь, Россия (следующий по размеру лимитирующей доли участник соглашения) уже сократила дневное производство примерно на 100 тыс. баррелей при полном плане «урезания» на 300 тыс. к концу первого полугодия 2017 года.

При этом, по словам главы Минэнерго РФ Александра Новака, национальные нефтедобытчики могут выйти на целевое значение уже к концу апреля. Что позволит в мае–июне добывать нефти ровно на 300 тыс. баррелей в сутки меньше, чем в октябре прошлого года. По факту январское снижение было выше плана компаний. Согласно оценкам министра, в феврале темпы сокращения также будут опережать план.

Сразу же выйти на сокращение в 300 тыс. баррелей в сутки наши игроки не могут из-за технологических особенностей нефтедобычи. Во-первых, зимой растут добыча и потребление газа, но газ добывается вместе с конденсатом, который в статистике учитывается вместе с добычей нефти, что в итоге формирует «довесок». Во-вторых, приняв план по ограничению производства, компании должны определиться со среднесрочными приоритетами по фонду скважин — какие уместно закрыть и в каких провинциях резон на время отказаться от бурения новых. Взвешенные решения здесь требуют времени.

Итак, по факту лимитирующее соглашение по добыче нефти успешно исполняется и поддерживает рынок. В стан ОПЕК после нескольких лет разгильдяйства наконец-то вернулась производственная дисциплина — участники соглашения об ограничении добычи больше не грешат традиционным перебором квот.

Но такой режим благоденствия рынка черного золота предопределен границей — с 1 июля, когда истечет действие документа, логично ждать шквального роста предложения сырья от добытчиков, уже не стесненных оковами обязательств. Тогда на рынке углеводородов снова возникнет «перекос» баланса, и он войдет в стадию затоваривания. И станет логичным ждать, что рынок испытает новый шок, а биржевые спекулянты, «подыграв» понижению, только усугубят ситуацию. При развитии такого сценария котировка барреля вполне может снова повторить антирекорд начала 2016 года, когда значения по «бочке» нефти марки Brent заступали за $28, достигая абсолютного минимума за двенадцатилетний цикл.

Но производители черного золота не могут быть недальновидными во взглядах на рынок. Поэтому ставят на отдаление горизонта — все чаще в СМИ можно видеть новостные сюжеты о возможности продления режима ограничений добычи нефти до конца текущего года.

К примеру, в феврале министр нефти Ирана Бижан Зангане отмечал, что ОПЕК следует обсудить вопрос о дальнейшем сокращении добычи нефти во втором полугодии 2017 года. «Этот вопрос нуждается в обсуждении и оценке», — подчеркивал Зангане на встрече с представителями делегации из Венесуэлы. Причем тогда Каракас подтвердил сходство своих позиций с Тегераном.

В этом контексте Александр Новак заявил, что решение по продлению соглашения о сокращении добычи нефти членами ОПЕК и не входящими в организацию странами нужно принимать не раньше апреля. «Сейчас рано об этом говорить. Соглашение действует до июня, а сейчас февраль. Думаю, этот вопрос должен быть рассмотрен в апреле–мае».

Получается, шансы на пролонгацию лимитирующего соглашения растут, равно как и ставки биржевых «быков». Теперь все очевидней, что весна на сырьевых торговых площадках обещает быть жаркой. Несомненно, спекулянты с каждым днем будут все пристальнее следить за новостным фоном по черному золоту и пытаться штурмовать рубежи в $60, а то и $70 за «бочку» с целью фиксации максимальных прибылей.

Однако отмечу, что ключевым фактором сдерживания рынка нефти, не позволяющим ему уверенно расти выше $60 за баррель, является стратегическая свобода североамериканских сланцевых добытчиков. Они, естественно, за скобками «венского» отраслевого соглашения и пока наращивают производство — позитивная динамика последних недель по вводу буровых только подтверждает это. Но бурное освоение сланцевых формаций в определенной степени нивелирует факт приверженности нового лидера США Дональда Трампа к углеводородам: его неприязнь к ставке в национальной энергостратегии на возобновляемые источники энергии, которые щедро субсидировал его предшественник Барак Обама, в конечном счете высвободит нишу для углеводородов. Так новые притоки традиционного сырья будут питать по большей части внутренний рынок Америки, замещая «зеленые» альтернативы. Поэтому мировым импортерам нефти едва ли стоит готовиться к буму предложения от заокеанских поставщиков.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Источник: Известия, 28.02.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики