Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киеву уже не выбраться из «антрацитовой ловушки»

Киеву уже не выбраться из «антрацитовой ловушки»

Инициативой запрета кабинетом министров импорта угля антрацитовой группы из России Игорь Насалик пытается показать всем сторонникам блокады на Донбассе: альтернатив сырью из ЛДНР нет и быть не может. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

«Как известно, украинское правительство уже делало попытки добиться энергонезависимости от Донбасса и заказывало уголь в Южной Африке и США. Ничего хорошего из этого не вышло — уголь пришел ненадлежащего качества и был существенно дороже поставляемого с Донбасса. Кроме того, доставка требует времени — если контракты заключить сегодня, товар будет в украинском порту в лучшем случае дней через 40. Этого времени у Киева нет. Насалик пытается показать всем сторонникам блокады Донбасса, которых на Украине достаточно много: покупать антрацит в России для Киева не вариант, потому блокаду ЛДНР нужно срочно снимать», — отмечает эксперт.

Ранее министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик объявил, что намерен инициировать запрет кабинета министров на ввоз угля из России. По его словам, имеется ввиду именно антрацитовая группа — это высококалорийное сырье, используемое теплоэлектростанциями (ТЭС) страны. Ранее министр заявлял, что блокада торговли с неподконтрольными Киеву территориями Донбасса привела к дефициту антрацита на украинских ТЭС. И теперь Киеву придется импортировать уголь из РФ либо дальнего зарубежья. В последние недели первые лица Украины заявляют: блокада ЛДНР неминуемо отрицательно скажется на разных отраслях экономике Украины. 

«Порядка 12 процентов электроэнергии Украины вырабатывается на ТЭС, параллельно эти станции генерируют тепловую энергию для отопления в холода и горячую воду для постоянного потребления населением и предприятиями. Но если без тепла и кипятка можно перебиться, то угроза отключения электроэнергии намного более серьезна. Когда закончатся имеющиеся резервы антрацита, власти придется вводить плановые и внеплановые (так называемые „веерные“) отключения электроэнергии в разных регионах.

При этом заменить генерируемую ТЭС электроэнергию внутренними мощностями Украине не удастся. Даже если перевести на предельную загрузку все реакторы атомных электростанций, этого не хватит. Кроме того, повышается риск выхода из строя возведенных еще при СССР энергоблоков. Аварийные ситуации на АЭС Украины и без этого происходят достаточно часто», — подчеркивает специалист.

Альтернативы снятию Донбасса для Киева: либо Россия, либо «выстрел в ногу»

Как известно, Киев уже подвергся критике из-за своего политического отказа покупать газ напрямую у России — он вынужден приобретать поставляемое реверсом российское же «голубое топливо» со спекулятивной наценкой у Европы. Контракт с Москвой обошелся бы существенно дешевле и не повлек бы за собой многочисленные штрафные санкции, которые Кремль сейчас вменяет Киеву. Но украинское руководство считает этот вопрос принципиальным и предпочитает переплачивать, нанося удар собственной экономике.

«Есть вариант перевести ТЭС Украины на газово-мазутное оборудование, чтобы избавиться от „антрацитовой зависимости“. Но далеко не факт. Что законсервированные в свое время установки, будут работать после повторного запуска должным образом. Не говоря о том, что не все станции приспособлены для такой переквалификации. Кроме того, есть проблемы и с топливом для них — чтобы получить мазут, нужна нефть и ее переработка, а в стране работает лишь на пятую часть мощности один НПЗ. Газ же в принципе дорогое топливо, потому такой вариант „энергонезависимости“ вновь влетит Киеву в копеечку.

Кроме того, электроэнергия на угле Донбасса обходилась Киеву очень дешево, любое изменение поставщиков вызовет удорожание сырья. Повышение себестоимости киловатта будет переложено на генерирующие компании, которые, в свою очередь, возложат ее на абонентов. В итоге цена на электричество для украинцев вновь вырастет, а она уже довольно высока.

Существует возможность переоборудования ТЭС на уголь газовой группы вместо антрацитовой — две станции недавно таким образом модернизировали. Обошлось это в 10 миллионов долларов. Кроме того, такая работа требует значительного времени, а его, как и денег, у Украины нет.

Закупать электроэнергию в нужных объемах для покрытия образовавшегося дефицита Украина может только у России — ни Белоруссия, ни другие потенциальные поставщики обеспечить нужные поставки не смогут. Понятно, что к Москве Киев с такой просьбой обращаться не станет из политических соображений. Потому и этот вариант отпадает. В принципе любые альтернативы снятию блокады с ЛДНР или просьбам помощи у России для Киева неприемлемо дороги и потребуют времени. Другими словами, можно считать, что альтернатив просто нет», — заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 03.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики