Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Корпоративное византийство

Корпоративное византийство

Войны госкомпаний – важная вещь в российской политической системе

Госкомпании «Роснефть» и «Транснефть» вроде как помирились. Хотя вопрос о потерях нефти в трубах решен так и не был. Это значит, что компании сверху получили приказ: брэк! И пройдет немного времени – и они опять сойдутся в рукопашной А возможно, не только они.

Войны госкомпаний – крайне важная вещь в российской политической системе. Это мощная часть созданной византийской системы, когда корпорации воюют друг с другом, пытаясь пролоббировать у президента выгодные им решения, невзирая на то, какие последствия они будут иметь для остальной экономики. Корпоративные войны стали сопровождаться обильным потоком компромата, дающим любопытную информацию и о стиле жизни руководства госкомпаний, и об их агентах влияния во властных структурах. Именно по этой причине президент периодически ставит конфликты на паузу, когда они заходят слишком далеко. Так было и с этим случаем.

Корпоративный эгоизм часто пытаются обернуть в красивые стратегические упаковки, думая, что в таком виде идеи могут найти благословение у президента. В результате одни и те же игроки проталкивают совершенно противоречащие другу друг идеи и даже не особо замечают это. Ведь главное – красиво обосновать выгодное компании решение.

Возьмем ту же историю с потерями нефти в трубах. «Роснефть» заявила, что «Транснефть» сознательно завышает нормативный размер потерь и наносит ущерб производителям нефти. Причем это далеко не первые обвинения в адрес «Транснефти». Тем самым «Роснефть», возможно сама не замечая этого, ставит в публичном пространстве более важный вопрос: а насколько вообще эффективна государственная трубопроводная монополия? В версии Игоря Сечина выходит, что не очень. Однако в газовой отрасли «Роснефть» хотела бы видеть «Газпром» разделенным на добычную и транспортную составляющие. Но тогда транспортировка газа стала бы монопольной деятельностью. Возникает простой вопрос: если решение о создании почти 25 лет назад государственной нефтетранспортной монополии неэффективно, с чего вдруг окажется эффективной монополия газотранспортная?

Кроме того, если ты требуешь разделить «Газпром», то довольно странно одновременно с этим предлагать присоединить нефтетрубопроводную монополию к добычной компании. Правда, тут «Роснефть» может сказать, что официально о планах присоединения «Транснефти» ничего не говорила и все это плоды воспаленного воображения. А то, что отраслевые эксперты только и обсуждают возможность поглощения «Транснефти», – это их проблемы.

Впрочем, история явно не закончена. Хотя логика византийства предполагает сохранение нескольких центров влияния – сосредотачивать всю экономическую власть в руках одного клана опасно для президента. «Башнефть» получить можно – она ведь была у человека, который к путинским элитам не принадлежал. С «Транснефтью» все гораздо сложнее.

Так что новая драка нам обеспечена. Другое дело, что они скорее затрудняют решение реальных проблем, существующих сегодня в нефтегазе. Но удивляться таким битвам, увы, не приходится.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 20.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики