Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Низких цен на газ Лукашенко придется ждать четыре года

Низких цен на газ Лукашенко придется ждать четыре года

Белоруссии выставлен новый счет за «голубое топливо»

Российско-белорусский энергетический конфликт разгорается с новой силой. Москва повысила экспортные цены на «голубое топливо» для союзной республики с $132 до $141 за тысячу кубометров. Минск, у которого перед Россией уже накопился долг в $550 млн за предыдущие поставки, платить отказывается и настаивает на снижении расценок. Однако момента, когда газовые тарифы для Белоруссии сравняются с российскими, Александру Лукашенко придется ждать еще почти четыре года.

Детали повышения газовых тарифов для Белоруссии раскрыты в письме зампреда «Газпрома» Валерия Голубева в Минэнерго России. В новую цену помимо непосредственно стоимости газа заложены расходы на транспортировку и хранение «голубого топлива». В результате подсчетов монополия пришла к выводу, что действующий тариф в $132 необходимо увеличить практически на $10.

Официально эту позицию представители как российской, так и белорусской стороны не комментируют. Однако очевидно, что тем самым Москва усиливает давление на Минск с целью выбить из Белоруссии долг за предыдущие поставки, который в настоящее время превышает $550 млн. Погашать эти обязательства Минск пока не собирается, мотивируя это тем, что «Газпром» утверждал ценовую политику в одностороннем порядке, не согласуя свою позицию с белорусской стороной.

Разногласия относительно газового вопроса переросли в настоящую энергетическую войну между двумя государствами. Минск увеличил цены на транзит российской нефти по своей территории в Европу, в ответ на что Москва сократила объем поставок «черного золота» белорусской стороне.

К общему знаменателю переговоры по этой проблеме пока не пришли. В принципе, как считают эксперты, «Газпром» обоснованно настаивает на повышении тарифов на свое сырье. Цены на газ привязаны к нефтяным котировкам, которые заметно выросли после заключения соглашения между ОПЕК и независимыми производителями о сокращении добычи. Кроме того, Россия продает Белоруссии газ дешевле, чем Европе. Как недавно заявил «Газпром», стоимость его поставок в страны Старого Света в этом году вырастет примерно на 10% до $180–190 за тысячу кубометров, что гораздо ниже предлагаемой Минску отметке в $141.

Также, по словам замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, вопреки заявлениям Минска, произведенный «Газпромом» расчет цен основан на параметрах российско-белорусского соглашения, поэтому нельзя говорить об одностороннем желании монополии увеличить расценки. «В данном случае наша страна будет жестко отстаивать требование погасить накопившиеся у Минска долги. Никто не собирается отключать Белоруссии газ, но обязательства последней по этому вопросу растут с каждым днем, и Белоруссии стоит задуматься, к каким последствиям это может привести», — отмечает эксперт.

Вместе с этим, как полагает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев, нюансы энергетического сотрудничества Белоруссии и России необходимо рассматривать в совокупности с другими экономическими отношениями государств. «Речь идет о доступе белорусских товаров на российский рынок, контрабанде санкционных товаров в Россию через Белоруссию, ввода единой валюты и так далее. Как вариант, можно обсудить создание совместного нефтегазового предприятия. Белоруссия могла бы внести в него свои нефтеперерабатывающие активы в Мозыри и Новополоцке, а Россия — предоставить доступ к энергоресурсам», — отмечает аналитик.

Впрочем, решения этой проблемы вряд ли стоит ожидать в краткосрочной перспективе. По мнению президента Института энергетики и финансов Владимира Фейгина, этот вопрос касается не только экономической, но и политической составляющей. Минск добивается более низких цен на газ. И делает это всеми возможными способами — демонстративно объявляя о переориентации на Запад или говоря о возможности обойтись без российских энергоресурсов. Однако все это по большому счету только словесные интервенции.

Другое дело — реальные соглашения. «Аспекты снижения цен на газ отражены в проекте интеграции России и Белоруссии в Союзное государство. Предполагается, что окончательно цены сравняются только в 2025 году. Александру Лукашенко необходимо подождать до этого момента. Отстоять свою позицию посредством споров в хозяйственной плоскости у него вряд ли получится. Тогда как Россия располагает всеми самыми убедительными аргументами заставить Белоруссию платить по оговоренным тарифам», — полагает Владимир Фейгин.

Автор: Николай Макеев  

Источник: Московский комсомолец, 05.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики