Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газопровод Польша - Украина: выгода себе во вред

Газопровод Польша - Украина: выгода себе во вред

Учитывая стоимость транспортировки газа из Свиноустья в Украину, этот газ будет для украинских потребителей даже не золотым, а бриллиантовым, считает эксперт.

Польша приняла решение о начале строительства нового газопровода до границы с Украиной: Германовичи — Страхоцина. Однако смысл этого решения представляется пока весьма туманно. Какую роль в этом проекте может сыграть Евросоюз? Это политический проект или возможность освоить дополнительные фонды?

На эти и другие вопросы в интервью Sputnik Polska ответил заместитель генерального директора по газовым проектам российского Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— Проект действительно  довольно странный, учитывая, во-первых, то, что украинские официальные лица заявляют, что их целью в энергетической политике к 2020 году является полное прекращение импорта газа и обеспечение потребностей в природном газе за счет собственных ресурсов. Если Украина эти планы намерена реализовать, то тогда непонятно, зачем строить этот газопровод, если Украине не будет нужен импортный газ.

Во-вторых, если Украине нужен будет импортный газ и газопровод будет построен, то о каком газе может идти речь? Это либо российский газ, который Польша будет реэкспортировать по реверсу в Украину, что мы наблюдаем и сейчас, но этот газ более дорогой, чем поставляемый напрямую из России. По-видимому, по политическим причинам это Украину устраивает. Второй вариант расширения этого маршрута — это связать Украину с СПГ-терминалом в Свиноустье, который был в прошлом году введен в эксплуатацию. Но нам хорошо известно, что сжиженный газ, поступающий на этот терминал, примерно в 1,5-2 раза дороже российского газа, поставляемого в Польшу. Учитывая стоимость транспортировки газа из Свиноустья в Украину, этот газ будет для украинских потребителей даже не золотым, а бриллиантовым.

Польско-украинский тандем набирает обороты. Последняя информация гласит, что "Нафтогаз" обратился в Общий суд Европейского суда справедливости с просьбой приобщить его к иску польской компании PGNiG Supply&Trading. Иск был подан поляками в связи с решением Европейской Комиссии о предоставлении "Газпрому" доступа дополнительно к 30% мощности европейского газопровода OPAL?

— Позиция "Нафтогаза" по этому вопросу абсолютно нерыночная. Она направлена на закрепление позиции "Нафтогаза" в качестве монопольного транзитера российского газа целому ряду европейских стран на долгосрочный период. А это значит — получить возможность диктовать свои условия, учитывая, что в 2019 году заканчивается срок контракта по  транзиту газа. Продлить его на приемлемых условиях, однако, Украина не предлагала. Наоборот, настаивала на увеличении тарифных ставок в одностороннем порядке при действующем контракте. Можно представить, какие условия Украина выставит для перезаключения контракта.

Что касается сложившегося польско-украинского тандема, то поляки и украинцы об этом договаривались на высшем уровне, имея в виду совместное противостояние российским инициативам. При этом позиция Польши представляется очень слабой, поскольку транзитные мощности через территорию Польши используются максимально. Тем более что газопровод строился и эксплуатируется совместно польскими и российскими компаниями. Поэтому Польша, по тем же политическим причинам, тормозит продление транзитного договора, который истекает в 2022 году, хотя решение о его продлении было принято несколько лет назад, и  текст договора был парафирован, процедуры выполнены. Польша его не подписала, и это был чисто политический жест. Экономических рисков не было никаких.

Эти проекты Польши и Украины вписываются в общую политику и энергетическую стратегию Евросоюза?

— В целом, они никак не вписываются в том смысле, что эта политика сама по себе противоречива. С одной стороны она должна быть направлена, во-первых, на энергетическую безопасность, безопасность поставок, а любая диверсификация, которая происходит на рыночных условиях, она очень полезна и необходима, потому что она расширяет возможности и гибкость рынка, его ликвидность. Во-вторых, она снижает транзитные риски "Газпрома", увеличивает безопасность поставок. В-третьих, развиваются конкуренция  и транспортная инфраструктура. Причем инвестиции реализуются на рыночных условиях и без средств налогоплательщиков. Чего нельзя сказать о политически мотивированных инвестициях, которые, к сожалению, а может быть к счастью некоторых игроков, обеспечиваются непонятными источниками поставок газа. Не исключено, что проект газопровода до границы с Украиной — Германовичи — Страхоцина может иметь и такой смысл, то есть освоить средства Евросоюза, которые выделяются на развитие инфраструктурных проектов, не имеющих экономической целесообразности, с точки зрения рынка, но которые имеют экономическую целесообразность с точки зрения тех, кто осваивает эти средства.

Источник: РИА Новости Украина, 06.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики