Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия поддержала «Газпром»

Еврокомиссия поддержала «Газпром»

Россия не пойдет на компромиссы: Новак обсудил OPAL с Еврокомиссией

Еврокомиссия поддерживает Россию в стремлении увеличить поставки газа через трубу OPAL, что снизит транзит через Украину. Эксперты указывают, что поставки по OPAL гораздо менее затратные, что позволяет «Газпрому» при необходимости снижать цены для европейских потребителей. Но украинский транзит — вопрос не столько экономический, сколько политический, и политологи считают, что ЕК будет искать компромисс. Однако, учитывая российско-украинские отношения, Москва на компромиссы вряд ли согласится.

Еврокомиссия разделяет позицию России по вопросу газопровода OPAL. Такое заявление сделал в понедельник министр энергетики РФ Александр Новак по итогам переговоров с вице-президентом ЕК по энергосоюзу Марошем Шефчовичем.

Новак подчеркнул, что все решения Еврокомиссии по поводу OPAL были приняты на основе европейского законодательства и в первую очередь отвечают интересам европейских потребителей.

Конфликт, связанный с газопроводом OPAL (сухопутное продолжение российского газопровода «Северный поток» мощностью в 36 млрд кубометров), начался еще в прошлом году. Изначально ЕК запрещала «Газпрому» использовать более 50% мощностей OPAL, вторая половина была зарезервирована под других поставщиков, которых, впрочем, с 2011 года, когда был запущен «Северный поток», так и не появилось. Россия неоднократно обращалась к ЕК с просьбой предоставить «Газпрому» дополнительные мощности OPAL, и в октябре 2016 года Брюссель наконец пошел навстречу. 

«Газпрому» было разрешено выкупать на аукционах еще до 40% мощностей трубы, но почти сразу же в дело вмешалась Польша, подавшая иск с требованием отменить решение Еврокомиссии.

Польская PGNiG считает, что расширенный доступ «Газпрома» к OPAL нарушает ее интересы, кроме того, по мнению польской стороны, при вынесении решения ЕК были неверно применены положения европейского законодательства. В декабре суд Европейского союза в рамках рассмотрения дела временно приостановил действие решения Еврокомиссии.

В начале марта украинский «Нафтогаз» заявил, что намерен присоединиться к иску PGNiG. Ранее глава компании Андрей Коболев говорил, что предоставление «Газпрому» еще 40% OPAL лишит Украину 13,5–14,5 млрд кубометров транзита российского газа, что означает потерю доходов в размере $395–425 млн.

«Расширенный доступ «Газпрома» к OPAL действительно соответствует интересам европейских потребителей, — комментирует замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Поставки по «Северному потоку» менее затратны, чем через Украину, они позволяют «Газпрому» проводить более гибкую ценовую политику».

По расчетам ФНЭБ, затраты на транспортировку 1 тыс. кубометров российского газа через украинскую территорию составляют в среднем около €28. Тогда как при поставках через «Северный поток» — €22–23.

И это при условии, что доступ к OPAL у «Газпрома» будет ограничен. При снятии ограничений и полной загрузке «Северного потока» затраты, по словам Гривача, снижаются уже до €16 на 1 тыс. кубов. Отчасти это связано с тем, что «Газпрому» принадлежит 51% «Северного потока», так что затраты частично компенсируются. И более низкая стоимость транспортировки дает «Газпрому» возможность снижать цены. Это особенно актуально в свете недавних заявлений «Газпрома» о том, что в 2017 году цены на российский газ, по сравнению с прошлым годом, вырастут.

Между тем Украина в настоящее время пытается оспорить в Стокгольмском арбитраже в том числе транзитные тарифы, являющиеся, по мнению Киева, слишком низкими. Эти расценки прописаны в транзитном контракте, действие которого истекает с началом 2020 года, но если суд сочтет аргументы украинской стороны более весомыми и повысит ставку, транспортировка через Украину станет еще менее выгодной по сравнению с «Северным потоком».

Окончательное решение по OPAL будет иметь ключевое значение не только для «Северного потока», но и для его трубы-близнеца, носящей название «Северный поток – 2», его мощность, как у первой трубы, должна составить 55 млрд кубометров. Этот проект уже сейчас столкнулся с активным противодействием (причем главными противниками являются те же Украина и Польша).

Запретить прокладку труб по Балтийскому морю европейская администрация не может. Как раз в понедельник об этом заявил глава германского сетевого регулятора Bundesnetzagentur Йохен Хоман. В его письме в адрес Еврокомиссии, которое цитирует газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, говорится, что морские газопроводы под европейское регулирование не подпадают и применение к СП-2 иных требований было бы «очевидной дискриминацией».

Но, как и в случае с первым «Северным потоком», подводной трубе потребуется сухопутное продолжение. 

И если сейчас Европа окончательно запретит «Газпрому» использовать дополнительные мощности OPAL, шансы на то, что в будущем ЕК разрешит строительство инфраструктуры для СП-2, становятся близкими к нулю.

С экономической точки зрения для Европы выгоднее поставки через Балтику, но существует еще и политический аспект проблемы. Два полностью загруженных «Северных потока» снизят транзит через Украину до минимума, а если Россия введет в строй еще и трубу «Турецкий поток» (мощность первой ветки 15,75 млрд кубов), то украинский транзит полностью «пересохнет», чего Европа старается не допустить из политических соображений.

Ранее ЕК и Марош Шефчович персонально неоднократно выступали за сохранение украинского транзита. «Мы считаем, что после 2019 года Украина должна играть ключевую роль как страна — транзитер российского газа, экспортируемого в ЕС», — говорил Шефчович в конце прошлого года.

«Еврокомиссия, скорее всего, не будет идти на открытый конфликт с судом Евросоюза и отстаивать свое решение по делу OPAL, — полагает адвокат Виктор Наумов. — Учитывая, что ЕК неоднократно отказывала «Газпрому» до принятия решения в его пользу, ей будет легче вернуться к своим первоначальным решениям, чем сейчас доказывать свою правоту».

В то же время исход судебного разбирательства, по словам юриста, во многом будет зависеть от того, смогут ли юристы «Газпрома» найти контраргументы для Польши и Украины.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что Еврокомиссии сейчас приходится маневрировать между интересами не столько ЕС и «внешних» стран, сколько между странами самого Евросоюза, чьи интересы зачастую не совпадают или даже полностью противоречат друг другу.

«И сложно сказать, на чью сторону встанет Еврокомиссия в споре о газопроводах, той же Польши или, например, Германии, которая поддерживает СП-2, — говорит политолог. — Вероятнее всего, будет найден какой-то компромисс, в частности, возможен вариант запуска второго «Северного потока» при частичном сохранении украинского транзита».

Но здесь возникает большой вопрос, устроит ли такой сценарий Россию, предупреждает политолог. «Все будет зависеть от отношений с Украиной, а они все более ухудшаются», — констатирует Макаркин. 

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 06.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики