Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «ЛУКойл» избавляется от своего самого прибыльного актива в Европе

«ЛУКойл» избавляется от своего самого прибыльного актива в Европе

«ЛУКойл» избавился от собственного бункеровочного предприятия на Сицилии. Оно долгие годы вывозило бензин с местного НПЗ компании. Теперь доставка нефтепродуктов с завода на материковую часть Италии, где находятся основные потребители и лукойловская сеть АЗС, сильно теряет в рентабельности.

Ненужная итальянская дочка

Крупнейший частный нефтедобытчик России начал процесс выхода из своих активов в Италии. Первым под нож попала бункеровка — заправка и отгрузка на суда переработанного топлива, дизеля и мазута. В прошлом году, как свидетельствуют имеющиеся у Лайфа документы компании, её местная «дочка» — LUKOIL-Bunker Italy Srl — была вычеркнута из списка аффилированных лиц. По данным «ЛУКойла», она обслуживала местный нефтеперерабатывающий завод на острове Сицилия, принадлежащий самой нефтекомпании.

Интересно, что сам НПЗ до сих пор значится в структуре зарубежных активов российской компании. Это странно по той причине, что больше половины вырабатываемого там бензина уходит потребителям с материковой части Италии. А доставить товар туда, как несложно догадаться, дешевле всего с помощью собственного нефтеналивного порта, от которого «ЛУКойл» и отказался. «Привлечение для этих целей сторонних портов и судов — задумка малорентабельная и нереалистичная», — отмечает в разговоре с Лайфом источник в «ЛУКойле».

— Перевод бункеровочной компании на другое юрлицо исключён: за последний год среди связанных с «ЛУКойлом» лиц не появилось новых компаний из Италии, — замечает собеседник Лайфа в компании Вагита Алекперова. 

Официальные представители «ЛУКойла» и его итальянской «дочки» не ответили на запрос Лайфа.

В июне прошлого года Алекперов говорил СМИ, что в ближайшем будущем действительно не исключает продажи заводов в Италии и других европейских странах.

«Это не такие активы, которые сегодня являются для нас стратегическими, мы концентрируемся в основном в последние годы на геологоразведке, разработке нефтяных и газовых месторождений. Это может подтолкнуть нас принять кардинальные решения о судьбе таких активов в будущем» — Вагит Алекперов, президент «ЛУКойла»

Сицилийский завод ISAB является крупнейшим по установленной мощности активом «ЛУКойла» в Европе. По данным итальянской ассоциации переработчиков Unione Petrolifera, его мощность достигает 19,4 млн тонн нефти (по данным «ЛУКойла», несколько меньше — 16 млн т). Остальные заводы компании слабее — завод в Болгарии «ЛУКойл нефтохим Бургас» перерабатывает максимум 9,8 млн т, в Румынии («Петротел ЛУКойл») — 2,4 млн т, в Голландии (Zeeland Refinery) — 3,6 млн т.

По данным источников и экспертов Лайфа, для выхода из актива у «ЛУКойла» есть масса причин.

Бизнес-проблемы с подтекстом

Наверное, одна из самых существенных — что завод постоянно снижает переработку. По данным Unione Petrolifera, сицилийский завод испытывает проблемы с загрузкой: если в 2007 году на нём было переработано 14 млн т нефти, то в 2012-м — уже 10 млн т, а в 2015-м — всего 7,3 млн т (по данным самого «ЛУКойла», в 2015-м было переработано 9 млн т).

— На сайте «ЛУКойла» сказано, что сырьё на итальянский НПЗ поставляется в основном из стран Черноморского региона, Северной и Западной Африки, Персидского залива. Но с конца нулевых импорт сырой нефти всё чаще заменяется импортом готового к использованию топлива напрямую потребителям, в обход местных НПЗ, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В 2014 году вице-президент Unione Petrolifera Алессандро Джилотти говорил, что из-за увеличения отгрузок бензина из стран Персидского залива «страна становится уязвимой»: по сравнению с 2008 годом, переработка на местных НПЗ упала на 30%. За 2014 год закрылись крупные заводы в Риме, Мантуе, Венеции и Кромоне, говорил Джилотти.

На самом деле «ЛУКойл» понимал всю ущербность завода и собирался привлечь в Сицилию иракскую нефть, в основном со своего проекта «Западная Курна — 2», утверждают источники Лайфа. Но из-за падения цен на чёрное золото иракское правительство, как уже писал Лайф, урезало нефтяные и денежные отчисления «ЛУКойлу». За 2016-й, по данным компании, с Западной Курны она получила 5 млн т нефти, то есть ровно вдвое меньше, чем годом ранее.

Впрочем, даже с загрузкой менее чем наполовину завод остаётся в числе четырёх крупнейших НПЗ Италии (хотя в 2012-м был вторым). Его доля на местном рынке составляет 11%. Первое место по переработке занимает НПЗ SARAS на Сардинии. Кстати, 12% этого завода до недавнего времени принадлежали «Роснефти». В январе крупнейшая российская нефтекомпания продала свою долю частным инвесторам за 174 млн евро. По данным компании, это произошло из-за невозможности увеличить свой пакет акций по причине европейских санкций. В отличие от лукойловского ISAB у SARAS с загрузкой было всё хорошо — из 15 млн т мощностей в 2015-м было задействовано 14,5 млн т, свидетельствуют данные Unione Petrolifera.

Кроме недостатка топлива компанию Вагита Алекперова к продаже НПЗ подталкивает снижение популярности среди морских перевозчиков дизеля и мазута.

— В последнее время, особенно на Балтике, в связи с экологическими требованиями Евросоюза традиционный дизель всё чаще заменяется сжиженным газом (СПГ), — замечает в разговоре с Лайфом Юшков из ФНЭБа. — Хотя Средиземноморье эта тенденция сильно пока не затронула.

Но это, вполне возможно, лишь вопрос времени. Так как спрос на дизель и мазут действительно снижается во всей Европе, в том числе и в Средиземноморье, подтвердил Лайфу редактор газеты «Морские вести России» Анатолий Кузнецов.

Ещё более сильную роль в отторжении россиян из европейского бизнеса играет не столько экономический, сколько политический фактор, считают аналитики.

— На компанию оказывается давление. Возьмите, к примеру, начавшиеся в 2014-м преследования топ-менеджмента румынского НПЗ «ЛУКойла». Да, они хоть и закончились ничем в 2016 году, но российской компании дали понять, что ей здесь не рады, — приводит пример Юшков. — «ЛУКойл» понимает возможные последствия, и для него лучше сократить прибыль и продать более-менее рентабельное предприятие, чем нести риски.

Сейчас стоимость завода, по расчётам аналитика Moody’s Криса Лафакиса, с учётом снизившейся маржинальности бизнеса, может достигать $2 млрд. Покупка и наращивание доли в НПЗ в 2008–2013 гг. стоили «ЛУКойлу» примерно $2,5 млрд.

В последние несколько лет компания Алекперова очень активно распродаёт свои европейские активы. В 2014 году компания продала розничный бизнес в Восточной Европе: 44 АЗС в Чехии, 75 — в Венгрии и 19 — в Словакии, а также в Польше, Прибалтике и нефтехимический завод на Украине.

Впрочем, летом первый вице-президент компании Владимир Некрасов сообщил, что в начале 2016-го «ЛУКойл» купил сети АЗС в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге. По последним планам Алекперова, компания намерена активизировать свой розничный бизнес в Турции.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 07.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики