Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Финишная прямая «Турецкого потока»: что может помешать реализации мега-проекта

Финишная прямая «Турецкого потока»: что может помешать реализации мега-проекта

Поскольку нормативная база для строительства первой ветки газопровода «Турецкий поток» уже подготовлена, сроки реализации проекта выглядят вполне обнадеживающе. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Охлаждение отношений с Турцией с конца 2015 по середину 2016 года не скажутся на стратегических планах РФ по строительству „Турецкого потока“ — сроки уже сдвигались. Изначально газопровод планировалось построить гораздо раньше — уже в 2017-м году, но на этапе согласования проекта даты пришлось пересмотреть, в том числе с учетом охлаждения диалога Анкары и Москвы. Оставшиеся 2,5 года — вполне реальный срок для такого проекта при том, что договоренности по транзиту газа с Украиной действуют до 2020 года», — отмечает эксперт.

Ранее министр энергетики России Александр Новак сообщил, что вся нормативная база для строительства первой ветки трубопровода уже подготовлена. По его словам, компания AllSeas, с которой заключено соглашение на прокладку газопровода, намеревается применить при строительстве самые современные технологии. Министр подчеркнул: работы по проекту газопровода «Турецкий поток» идут по графику. Планируется, что первая ветка газопровода будет введена в строй уже в конце 2019 года. 

«Исходя из нынешней политической ситуации, проект выглядит довольно многообещающе. Компанию-подрядчик предложенные сроки устраивают, препятствий на пути проекта пока нет. Однако предсказать, что произойдет завтра, невозможно — факторов, которые по тем или иным причинам затормозят или „заморозят“ проект, может быть множество. От непредвиденных случайностей не застрахован ни один проект в мире, но пока прогнозы экспертов на будущее „Турецкого потока“ вполне оптимистичны», — подчеркивает эксперт.

Будет ли построена вторая «нитка» газопровода

Россия и Турция подписали межправительственное соглашение по проекту "Турецкий поток«10 октября прошлого года. Оператором строительства является South Stream Transport. Документ предполагает строительство двух ниток магистрального газопровода по дну Черного моря мощностью 15,75 миллиарда кубометров газа каждая. На территории России для этого проекта на сегодня подготовлена вся необходимая инфраструктура. Одна нитка предусмотрена для поставок газа непосредственно на турецкий рынок, другая — для поставок газа транзитом через Турцию в европейские страны.

Основной задачей южного газотранспортного проекта «Газпрома», который изначально назывался «Южный поток», а потом после решения Еврокомиссии и вынужденных уступок правительства Болгарии в виду явного давления Вашингтона трансформировался в «Турецкий поток», является создание альтернативного Украине маршрута поставок российского газа в страны южной Европы. Если строительство первой «нитки» — проект двусторонний между РФ и Турцией, то согласовать вторую «трубу» будет намного сложнее. Потому перспективы развития проекта пока туманны.

«Прокладка второй „нитки“ прописана в российско-турецком межправительственном соглашении, также договоренности заключены с трубопрокладчиком AllSeas. Это говорит о том, что планы на этот проект весьма серьезны. Однако пока точно не оговорено, куда вторая очередь газопровода будет проложена из Турции. Наиболее вероятным маршрутом является Греция, дальше трубы могут пройти на юг Италии. Были и другие варианты европейской „разводки“, но они не прорабатывались детально.

Дело даже не в том, что европейское „продолжение“ „Турецкого потока“ должно быть одобрено Евросоюзом, и Брюссель может заблокировать проект. Строительство второй „нитки“ нужно синхронизировать с государствами-получателями и транзитерами российского газа. Они должны взять на себя риски путем заключения контрактов на поставки. Насколько известно, на сегодняшний день столь далеко переговоры по второй очереди проекта не продвинулись», — заключил Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 09.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики