Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Не в интересах Белоруссии идти на обострение нефтегазового конфликта с Россией

И. Юшков: Не в интересах Белоруссии идти на обострение нефтегазового конфликта с Россией

Белоруссия в первую очередь должна быть заинтересована в урегулировании нефтегазового спора с Россией, который длится с начала 2016 года. Об этом в беседе с корреспондентом НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь ЮшковОднако анализируя сегодняшние высказывания президента Александра Лукашенко можно прогнозировать лишь обострение конфликта, добавляет эксперт.  

«Мы помним, что ранее во время большой пресс-конференции президент Белоруссии открыто обвинял Медведева и Дворковича в том, что в этом вопросе они вставляют палки в колеса. Причем претензии к ним были довольно странные; он обвинял их в том, что ни лоббируют интересы «Газпрома». Но у них должность такая, они в правительстве работают, а «Газпром» - это государственная российская компания, и кому как не чиновникам отстаивать ее интересы.

Между тем конфликтный вопрос является судьбоносным для самой Белоруссии, так как их экономика не выдержит ни европейских цен на газ, ни нормальных рыночных цен на нефть; вся экономика будет рушиться. Поэтому не в интересах Белоруссии идти на обострение конфликта. Однако открытое выступление Лукашенко против Медведева не дает гарантий, что возобладает некая рациональная логика. Вполне возможно, что мы скатимся еще к большему конфликту».

В четверг белорусский лидер заявил, что Минск ждет от Москвы выполнения союзнических обязательств. Главу правительства России Лукашенко назвал «закоренелым другом», предупредив, что в случае повышения цен на газ тому «тоже придется заплатить» и цена будет «неимоверно выше».

«Скажу очень кратко и четко, чего мы хотим: никаких низких цен мы не хотим на газ. Нам надо, чтобы руководство братской России выполняло свои обязательства. По содержанию и по духу. Если мы строим наш союз - единое государство мы замахнулись построить, - то у наших людей и предприятий, у бизнеса должны быть равные условия на этом рынке. Все, мы больше ничего не хотим», - приводит слова Лукашенко пресс-служба президентской администрации.

«Если кто-то из умников там думает, что нас можно постоянно наклонять и ставить на колени, этого не будет», - добавил глава Белоруссии.

Он особое внимание уделил заявлению Дмитрия Медведева, прозвучавшему в ходе состоявшегося 7 марта в Бишкеке заседания Евразийского межправительственного совета о том, что «некоторые страны» получают российский газ по льготным ценам только благодаря членству в ЕАЭС, а в случае выхода цена вырастет до европейского уровня. Эти слова Лукашенко воспринял как намек на нахлебничество Белоруссии и попытку напугать официальный Минск.

«Я тоже не хочу в детали вникать, но Медведев должен понимать, что если мы будем платить как в Европе, то кое за что ему тоже придется заплатить. И цена будет неимоверно выше, нежели цена на природный газ», - ответил президент своей угрозой, подчеркнул, что в основе белорусско-российских отношений лежит «нечто больше», чем бухгалтерия.

В вопросе урегулирования нефтегазовых отношений, разумеется, есть и заинтересованность Москвы, так как Белоруссия остается транзитной страной для российский ресурсов, поясняет между тем господин Юшков.

«Особенно это чревато в газовой отрасли. Несмотря на то, что Белоруссия в 2011 году продала свою газотранспортную систему «Газпрому», мы понимаем, что изменить ситуацию Лукашенко может вмиг, например, национализировать газотранспортные активы. Мы видели, что такие вольные решения у него были и до этого. Так, однажды он пригласил на переговоры главу «Уралкалия», которого по прилету арестовали в аэропорту, и пока «Уралкалий» не поменял собственника он сидел в камере предварительного заключения в Белоруссии».

По словам эксперта, совершенно очевидно, что на сегодняшний день российско-белорусские отношения «находятся на наихудшей точке» и до сих пор неясно, «кто кого продавит».

«Ситуация действительно сложна и без прямого диалога двух президентов вопрос не решить. Лукашенко всячески демонстрирует, что ни с кем, кроме Путина, разговаривать не хочет; ни Дворковича ему не надо присылать, ни Медведева, он лично намерен переговорить с нашим президентом и решать этот вопрос.

Раньше нефть стоила 100-120 долларов за баррель, у России был профицит бюджета, можно было легко довольно реализовывать интеграционные политические проекты, такие как ЕАЭС, идя на экономические уступки Белоруссии. Например, разрешили им оставлять в своем бюджете экспортную пошлину от вывоза нефтепродуктов, которые сделаны из российской нефти. Хотя изначально вставал вопрос, почему Белоруссия беспошлинную нефть перерабатывает и отправляет за рубеж, а деньги оставляет себе. Было предложение перечислять эти экспортные пошлины в российский бюджет, но, как видите, пошли на уступки Белоруссии - у них самый дешевый газ среди всех заграничных потребителей, самая дешевая нефть.

В 2016 году Россия поставляла нефть Белоруссии в среднем по 28 долларов за баррель, а это очень низкая цена. При этом 36 тысяч тонн (маленький объем) Белоруссия закупила пробно у Казахстана. Причем у Казахстана купила по 39 долларов за баррель. Разве это не российская субсидия в сторону Белоруссии?».

Эксперт напоминает, что в середине 2016 года наша страна нашла выход из конфликтной ситуации, предложив Минску погасить долг за поставленный в 2016 году газ, чтобы в дальнейшем перейти на внутренние цены. Но тогда Белоруссия «уперлась», говорит господин Юшков.  

«Мы проявили готовность перейти на внутрироссийские цены, чтобы цена на газ в России и Белоруссии была равная. Но для этого, сказали мы, погасите задолженность, которая к тому моменту составляла 250 млн. долларов. И Белоруссии было бы очень выгодно расплатиться по счетам и получать все последующие годы сверхдешевый газ. То есть это условия фактически как для российского региона, но они уперлись, и сейчас мы видим, что в России у многих политических элит терпение кончается. У нас тоже нет лишних денег на субсидирование белорусской экономики. При таком положении я думаю, что мы дойдем до того, что разрешить эти вопросы будет очень сложно даже на президентском уровне».

Если двусторонние отношения продолжат ухудшаться, то Белоруссия останется при нынешних ценах на газ, если допускать полный разрыв интеграционных процессов, то страна перейдет на рыночную стоимость – примерно 180-200 долларов за тысячу кубов, поясняет эксперт. Причем судьбоносное для Минска решение будет принято совсем скоро, так как двусторонний контракт на поставку газ истекает уже в этом году, отмечает он.

«Лукашенко, намекая на то, что Россия при поддержании высокой цены, может потерять больше, подразумевает потери не в экономическом плане, а в политическом и даже геостратегическом. То есть он говорит, что мы сейчас за вас, но, мол, можем уйти в Европу. Я думаю, что на кон он ставит именно политические отношения. Но что дают России эти политические отношения? Они не признают присоединение Крыма к России, ни Абхазию, ни Осетию не признают. Какие политические дивиденды Россия получает от таких отношений с Белоруссией? Это большой вопрос. 

Мы строим интеграционный проект ЕАЭС, но экономических дивидендов от него больше получает Белоруссия, а мы что? Я думаю, что именно этим вопросом сейчас и задаются в Кремле: стоит ли идти навстречу Белоруссии, сделать скидки на газ и какие ответные меры мы можем от них получить?».

Тем временем Лукашенко прекрасно понимает, что в Европе если и ждут Белоруссию, то без него, добавляет господин Юшков. В то время как Россия сможет преодолеть все возникшие впоследствии проблемы с транзитом газа и нефти.

«По нефти у нас есть порты и в Новороссийске, Усть-Луга, Приморск; мы настроили себе портов и вполне можем туда перекинуть большую часть нефти, которая проходит через Белоруссию. И российскому бюджету будет выгоднее поставлять эти объемы нефти не на белорусский рынок, а на мировой, где компании платят экспортные пошлины в российский бюджет.

Поэтому Лукашенко блефует и играет на восприятии России, на том, что Белоруссия - наш единственные друг. Но если посмотреть без эмоций, то возникает вопрос: не слишком ли дорого нам обходится это друг, который, по сути, даже не поддерживает нас на политической арене?».

Напомним, на днях премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая на заседании Евразийского межправсовета, призвал участников ЕАЭС не «упражняться в подсчетах» цен на российский газ: если бы некоторые страны не входили в Союз, они покупали бы газ по европейским ценам, напомнил он.

«И не надо ничего доказывать и упражняться в подсчетах, все было бы гораздо дороже», - цитирует РИА Новости российского премьера, который также призвав не забывать об этом, когда принимаются решения, которые блокируют или тормозят интеграцию. 

«Здесь никто никого насильно не держит», - подчеркнул он.

Подобные заявления российской стороны служат прямым намеком на то, что, перегнув палку и не найдя способа «умерить аппетиты», недовольные нынешними условиями могут «остаться у разбитого корыта», поясняет господин Юшков.

«В экономике мы предоставляем Белоруссии эксклюзивные льготные условия. Сейчас нам самим сложно, у нас дефицит бюджета и мы не можем просто так пряники раздавать. И именно этот сигнал подал Медведев; он не пытался «нагнуть», как выражается Лукашенко, Белоруссию. Там должны понимать, что стратегические отношения нельзя строить за счет одной страны, чтоб одной кнуты доставались, а другой только пряники. Нужно искать компромисс. Не Белоруссию хотят «нагнуть», а именно она хочет Россию прогнуть по всем вопросам в свою пользу, но так долго продолжаться не может».

Справка:

ЕАЭС - международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирующее с 1 января 2015 года. Сейчас в ЕАЭС входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. 

Источник: ИА Невские новости, 09.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики