Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проект «Северный поток-2»: воплощение разрушительных желаний Украины

Проект «Северный поток-2»: воплощение разрушительных желаний Украины

Украине удалось кое-как пережить еще одну зиму без российского газа. В СМИ то и дело проскакивали новости о нехватке энергоресурсов, а на днях Фонд национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) подсчитал, что на отказе от поставок «Газпрома» Киев потерял порядка 186−290 млн долларов, переплачивая за реверсы из Европы.
 
Но больше всего раздражает Украину не это, а планы России по строительству газопроводов в обход Незалежной. Так, на днях глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев неожиданно раскрыл для общественности «истинный смысл» российского проекта «Северный поток-2». По его словам, никакой коммерческой выгоды новый газопровод не несет: через Украину якобы поставлять газ дешевле, быстрее и проще, а потому основная цель проекта – исключительно разрушение украинской экономики, пишет портал «Пронедра» со ссылкой на датское издание Politiken.
 
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович с главой «Нафтогаза» в корне не согласен.
 
«Согласно уже имеющимся расчетам, стоимость транзита по новому газопроводу будет для «Газпрома» даже дешевле, чем через Украину. Не на много (речь идет о разнице примерно в пять долларов за тысячу кубометров), но, тем не менее. Кроме того, «Северный поток-2» после строительства будет полностью принадлежать «Газпрому» и его партнерам (если будет реализовано акционерное соглашение по проекту). То есть за транзит газа по этому маршруту Россия, по сути, будет платить сам себе, а не украинским компаниям. И это очевидная коммерческая выгода», - отметил собеседник «ПолитЭксперта».
 
Политически этот проект, конечно, тоже мотивирован. Правда, речь идет вовсе не о желании Москвы угробить украинскую экономику – строить для этого новый газопровод было бы слишком большой роскошью. Реализовывать столь крупный и сложный проект Россию заставляет как раз руководство Незалежной. Из-за рисков для трафика газа в Европу «Газпром» вынужден принимать меры.
 
«А риски там (на Украине, - ред.) объективно есть. Взять хотя бы историю блокады торговли с неконтролируемыми Киевом территориями. Понятно, что в перспективе это может перекинуться и на попытку блокады транзита российского газа. Кстати, некоторые деятели украинского радикального националистического движения об этом уже заявляли. Скажем, в 2014 году один из инициаторов блокады, депутат от «Самопомощи» Парасюк говорил, что транзит надо перекрыть. Где гарантия, что Парасюк свою угрозу не исполнит? Об этом же говорил Ярош и прочие радикалы», - отметил эксперт.
 
Заявления Коболева о желании России отменой транзита разрушить украинскую экономику вызвали у Митраховича искреннее недоумение. Он напомнил - украинские власти сами утверждают, что они от России не очень-то и зависят, что у них есть другие источники дохода и т.д. Возникает закономерный вопрос: если у них все так хорошо, тогда чего бояться потери транзитных платежей «Газпрома»?
 
«Руководство Украины прямо заявляет, что нужно контакты с Россией прекращать, что бизнес с Россией – это плохо, потому что он политически неправильный. В таком случае прекращение сотрудничества по транзиту газа вполне укладывается в логику украинских властей. И в этом смысле «Северный поток-2» – это воплощение их собственных желаний. Если их собственные желания им не нравятся, тогда пусть они для начала определятся, чего они вообще хотят», - заметил Митрахович.
 
По мнению эксперта, такие заявления зазвучали в Незалежной лишь потому, что руководство «Нафтогаза» осознало – сокращение транзита через Украину – это уже не просто демагогии, а вполне реальный сценарий. Нынешний транзитный договор заканчивается в 10 часов утра 1 января 2020 года. После этого может быть заключен новый транзитный договор, скорее всего, на короткий срок и на небольшой объем газа (порядка 25 млрд кубов в год). Остальное Украина может потерять в связи с началом поставок через «Турецкий поток» и «Северный поток-2».

Источник: ПолитЭксперт, 18.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики