Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рост добычи сланцевого газа в Китае потеснит на рынке производителей СПГ

Рост добычи сланцевого газа в Китае потеснит на рынке производителей СПГ

Китай добился крупного успеха в освоении сланцевых газовых месторождений. Как стало известно Накануне.RU, корпорация "Sinopec Group" объявила, что на сегодняшний день объем поставок сланцевого бассейна Фулин превышает 10 млрд кубометров. Таким образом, КНР удалось приблизиться к полноценной коммерческой разработке сланцевого газа, что окажет существенное влияние в диверсификации энергетической структуры. 

В настоящее время ежедневные продажи месторождения Фулин составляют 16 млн кубометров, что может удовлетворить ежедневный спрос на газ 32 млн жителей; уже закончено строительство сланцевого бассейна с годовой мощностью в 7 млрд кубометров.

Месторождение находится близ города центрального подчинения (аналог российских городов федерального значения) Чунцина.

Его начали разрабатывать в 2014 г., тогда ежегодная добыча составляла 180 млн кубометров, в 2015 г. она составила уже 500 млн. Новостной портал "Фэнхуан синьвэнь" отмечает, что Китай стал третьей (после США и Канады) страной, приступившей к коммерческой разработке сланцевых месторождений. КНР уже удалось выйти на передовой международный уровень в этой сфере. Месторождению Фулин удалось стать важным ресурсом газификации экономического пояса реки Янцзы, вдоль которой располагаются шесть провинций и два города центрального подчинения и в общей сложности живут 200 млн человек.

Для развития отрасли у КНР есть большие возможности, ведь страна богата запасами сланцевого газа, по некоторым оценкам, его извлекаемые запасы составляют 31,57 трлн кубометров, а это 15% от общемировых запасов. С другой стороны, энергетическая структура Китая несбалансирована – около 70% приходится на уголь, 18% на нефть, а природный газ занимает лишь 5%. Разработка сланцевого газа позволит диверсифицировать эту структуру, а также приведёт к снижению выбросов в атмосферу, что окажет благотворное влияние на экологию.

Однако технология гидроразрыва пласта приведёт к расходованию огромного количества воды. С другой стороны, развитие индустрии сдерживается тем, что для разработки месторождений требуются значительные капиталовложения. Если в США добычей такого газа занимаются преимущественно частные компании, то в условиях Китая для всех таких проектов будет необходима масштабная господдержка.

И, наконец, стоимость сланцевого газа традиционно выше, чем у остальных углеводородов, поэтому на первых порах придется субсидировать цены на него на внутреннем рынке. Помимо Фулиня в Чунцине, китайские аналитики считают также весьма перспективными для разработки месторождения Ордос в автономном районе Внутренняя Монголия и Чаннин в провинции Сычуань. Во время начатой в 2016 г. тринадцатой пятилетки китайское правительство предоставило компаниям, добывающим сланцевый газ, налоговые льготы, но снизило прямые субсидии с 0,3 до 0,2 юаней за кубометр добытого сырья.

Директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин отмечает в беседе с Накануне.RU, что себестоимость добычи газа будет постепенно снижаться, это сделает сланцевые газопроекты более конкурентоспособными по сравнению с традиционными способами добычи. Вполне возможно, что сланцевый газ и диверсификация поставок по трубопроводам потеснит производителей СПГ, потому что иначе Китай зависел бы от них сильнее, а теперь появляются и другие предложения. Именно поэтому КНР стремится закупать газ по трубопроводам из России, Туркменистана. Китайский рынок растущий, и по экологическим причинам стоит задача уменьшить долю угля в энергосистеме страны. Поэтому наращивание внутренней добычи газа вполне вероятно, но всё упирается в экологические вопросы и проблему наличия необходимого количества земли под это.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также считает, что в ближайшей перспективе потребность Китая в газе будет только возрастать, ведь страна сейчас потребляет угля больше, чем весь остальной мир в целом, что приводит к увеличению выбросов в атмосферу и, как следствие, сильнейшему загрязнению воздуха в городах. Встаёт задача о его замене. И здесь Китай идёт по трём путям – повышению энергоэффективности, когда на получение единицы электроэнергии расходуется меньше углеводородов, закупке газа за рубежом и наращиванию собственной добычи. Однако точные данные о возможностях производства газа внутри страны закрыты.

Кроме того, Китай пока не открыл технологии производства сланцевого газа без воды, а в стране наблюдается её дефицит.

Сейчас сжиженный природный газ КНР получает из Катара, других стран Персидского залива, Австралии, ряда государств Африки, Мьянмы. Пока нет сведений о том, что из-за увеличения добычи сланцевого газа внутри страны попали под угрозу какие-то проекты в вышеназванных регионах.

Однако эксперт напоминает о ситуации с туркменским газом, когда планировалось  построить четыре нитки газопроводов для его транзита через Среднюю Азию, но буквально в начале этого года строительство четвёртой нитки было отложено, а туркменские компании уже набрали кредитов у китайских банков, расплачиваться по которым они намеревались как раз за счёт поставок большого количества газа. В результате Ашхабад оказался в сложной ситуации.

Что касается России, то у нее есть СПГ-проекты, в том числе ориентированные на Китай. Однако, по мнению Игоря Юшковаподобная ситуация не грозит, например, проекту Ямал-СПГ, так как в данном случае Китай по собственной инициативе сам входит в проект, чтобы гарантировать добычу углеводородов для своих нужд. Хотя существует вероятность того, что проект будет работать на азиатский рынок только летом, когда погодные условия позволят арктическим танкерам и газовозам НОВОТЭКа проходить Северный морской путь, возможно, даже без привлечения атомных ледоколов, а с декабря по май газ будет поступать на европейские рынки, таким образом, для КНР это сезонная база. И здесь можно сказать, что Россия обеспечила себе место на рынке Китая, несмотря на относительно высокую стоимость СПГ с учётом доставки.

Автор: Павел Мартынов

Источник: Накануне.Ru, 23.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики