Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» раскалывает Евросоюз

«Северный поток-2» раскалывает Евросоюз

Немецкий бизнес недоволен попытками Варшавы сорвать строительство газопровода

Крупнейший в Европе партнер «Газпрома» по строительству газопровода «Северный поток-2», немецкая компания Wintershall осудила действия Польши, которая пытается заблокировать проект. Председатель правления компании Марио Мерен на ежегодной пресс-конференции назвал действия Варшавы политизированными и посоветовал ей проявить европейскую солидарность вместо того, чтобы ставить палки в колеса.

Напомним, что в конце 2016 году Польша подала иск в суд Евросоюза против решения Еврокомиссии разрешить «Газпрому» загрузить газопровод OPAL практически на сто процентов. По этой трубе, которая проходит по территории Германии, газ из «Северного потока» поступает как немецким потребителям, так и в другие страны Евросоюза. Позднее к иску присоединилась и Украина. Кроме того, Польша, Украина и ряд других стран выступают против строительства «Северного потока-2», и в прошлом году даже направили соответствующее обращение руководству Евросоюза.

«Польша пыталась срывать проект и пытается делать это далее. Это прямо дежавю. По „Северному потоку — 1“ было так же», - заявил Мерен. Он напомнил, что тогда Западной Европе пришлось согласиться на предоставление своих газотранспортных мощностей для Польши, так как та опасалась, что будет оторвана от снабжения «голубым топливом». Но в итоге, по словам главы Wintershall, Польша ими практически не пользуется, так как получать газ напрямую из России им дешевле.

«Польша всегда требует солидарности от других европейских стран, но со своей стороны не проявляет готовности действовать солидарно. Солидарность — это не дорога с односторонним движением. И как раз на примере „Северного потока-2“ Польша могла бы показать, что готова проявлять солидарность, что она готова не только брать, но и давать», — заявил Мерен.

Кроме того, глава немецкой компании сообщил интересные новости. По его словам, уже существует заключение юридической службы Еврокомиссии о том, что «Северный поток-2» выходит за рамки регулирования ЕК, и подчиняется законам стран прохождения газопровода. Это явно не обрадует Польшу, которая апеллирует к Брюсселю, утверждая, что «Северный поток-2» подрывает безопасность Евросоюза, и лишает возможности использовать пресловутый Третий энергопакет в качестве аргумента против реализации проекта.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что Польша не перестанет выступать против «Северного потока-2», но ее позиция становится все менее популярной в ЕС.

— Представители Wintershall и других компаний говорят о том, что Польша чисто из политических соображений пытается сорвать и расширение загрузки первого «Северного потока», и строительство второго.

Причем аргументация выдвигается самая разная. Сначала поляки говорили, что «Северный поток-2» увеличит зависимость Европы от российского газа. Затем они уговорили Киев присоединиться к этому иску, и теперь объясняют свои претензии тем, что «Северный поток-2» позволит России перевести транзитные потоки с Украины на новый газопровод и лишить ее дохода. Но ведь газ по нему пойдет тот же самый, по существующим контрактам, просто поменяет свой маршрут. С первым пунктом о зависимости это никак не сочетается. 

Путаница с аргументацией в их позиции показывает, что на самом деле их не интересует ни то, ни другое, просто они хотят сорвать российские проекты. Об этом немцы и говорят. Все аргументы Польши — лишь попытка продвинуть идею, что ни при каких обстоятельствах нельзя дружить с Россией.

Но европейские принципы не предполагают политизацию энергетики. Напротив, они утверждают, что экономика должна быть не связана с политикой, и любой проект должен реализовываться только исходя из того, выгоден он или нет.

«СП»: — Повлияет ли Германия на позицию Польши?

-Не думаю, что Польша после заявлений немцев отзовет свой иск или устыдится. Она и дальше будут продолжать вставлять палки в колеса обоим «Северным потокам». Но очень показательно, что многие представители европейских деловых и даже политических кругов открыто говорят о том, что нужно строить обходные газопроводы вокруг Украины. В этой стране царит нестабильность. Радикалы то банки бетоном заложат, то железную дорогу перекроют. А что, если дальше они перекроют газопровод?

Надежность транзита под вопросом, и европейцы рискуют оказаться заложниками дикой анархии на Украине. При этом времени осталось мало, контракт на транзит газа с Украиной заканчивается в 2019 году. Поэтому уже сейчас нужно строить надежные обходные газопроводы, чтобы обезопасить себя.

Не случайно Еврокомиссия разрешила загрузить OPAL практически на стопроцентную мощность. А антимонопольное расследование против «Газпрома», которое начиналось очень громко и жестко, с обысками и выемкой документов из офисов компании в Европе, закончилось «пшиком» и мягким компромиссным соглашением. Это показывает, что некая общая масса европейских мнений склоняется ближе к «Газпрому», а антироссийские настроения становятся маргинальными, потому что они противоречат интересам самого Европейского Союза.

Польша оказывается именно в такой маргинальной позиции, как и Украина, и страны Прибалтики. Они открыто выступают против Брюсселя и лидеров Евросоюза, в особенности Германии. Начинается битва между самими европейцами, и силы не на стороне поляков. Хотя сейчас руководит Европейским советом поляк Дональд Туск.

«СП»: — У кого же больше шансов победить?

— Показательным в этом плане будет решение Стокгольмского арбитража в разбирательстве между «Газпромом» и украинским «Нафтогазом». Думаю, Польша в любом случае продолжит антироссийскую политику, но делать это ей будет все сложнее, потому что она оказывается в маргинальной позиции. 

Автор: Мария Безчастная

Источник: Свободная пресса, 25.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики