Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Один строим, два в уме

Один строим, два в уме

Определены сроки начала строительства первой ветки газопровода «Турецкий поток», по которой газ пойдет турецким потребителям. Но судьба второй, транзитной, ветки газопровода пока не определена

По итогам прошедших в Москве российско-турецких переговоров на высшем уровне была внесена некоторая ясность относительно перспектив магистрального газопровода «Турецкий поток».

По словам министра энергетики России Александра Новака, строительство первой ветки газопровода начнется уже в середине этого года. «Все разрешения касаемо первой нитки по морскому участку до 660-го километра даны, подтверждены турецкой стороной, здесь работа уже идет, с середины 2017 года начнется укладка непосредственно трубы, — говорит министр. — Заключен контракт с компанией, которая будет заниматься прокладкой. Сейчас идет работа по изысканиям и получению соответствующих разрешений по второму участку».

Что это — успешное завершение эпопеи с многолетними попытками найти маршрут поставок газа в обход Украины? Ведь первая ветка «Турецкого потока» должна транспортировать топливо для нужд турецких потребителей. С ней особых вопросов никогда и не было. Но ведь помимо экспорта в Турцию на кону вопрос об организации транзита газа в Южную Европу.

Напомним, что проект строительства магистрального газопровода «Турецкий поток» был инициирован в 2015 году в ответ на проволочки в реализации другого транзитного проекта — морского газопровода «Южный поток» протяженностью 900 км. Он должен был представлять собой систему из четырех веток совокупной мощностью 63 млрд кубометров газа в год. Проект должен был стоить примерно 16 млрд евро и позволял освободить Россию и «Газпром» от проблем при транспортировке газа через Украину. Трубы «Южного потока» должны были выходить на сушу в районе Варны, но болгарский премьер-министр Бойко Борисов, отреагировав на грозный окрик из Брюсселя, похоронил выгодный для его страны проект (Болгария получала бы за транзит до 400 млн евро в год).

Договор на строительство «Турецкого потока» был заключен 10 октября 2016 года. Предусматривалось строительство двух веток, на 15,75 млрд кубометров в год каждая, с возможностью в перспективе строительства еще двух. Трасса новой магистрали была максимально связана с уже сделанными наработками по «Южному потоку», две трети их маршрута полностью совпадают. Но выход на сушу теперь планируется в европейской части Турции, несколько южнее болгарской границы.

Из Турции транзитный газ может пойти на Балканы или же, минуя Грецию, по перспективному газопроводу «Посейдон» на юг Италии. В этой связи изучаются перспективы сотрудничества с греческой DEPA и итальянской Edison.

Подводные камни 

Тем не менее реализация «Турецкого потока» сильно затянулась — помешали военно-политические противоречия между Россией и Турцией. Но и сейчас, при всех, казалось бы, попытках сгладить эти проблемы на высшем уровне, на пути проекта остается ряд препятствий.

Во-первых, стоимость газа для турок. В начале переговоров «Газпром» допускал возможность скидки в 10,25%. Потом цены на газ, будучи привязанными к стоимости нефти, упали. Сейчас они составляют для Турции, по оценкам Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), порядка 180-190 долларов за тысячу кубометров. А уничтожение турками российского бомбардировщика в небе Сирии в ноябре 2015-го и вовсе привело к отзыву скидки. Однако турки решили, что наличие скидки — дело само собой разумеющееся, никак не связанное ни с мировыми ценами, ни с реализацией «Турецкого потока».

Не лучше обстоят дела и с транзитом. «Газпром» желает получить гарантии спроса на свой газ. А Еврокомиссия упорно намерена сохранить транзит российского газа через Украину, то есть обнулить саму идею альтернативных путей доставки российского газа в Европу.

«Для ЕС [важно] сохранить транзит газа через Украину и после 2019 года, так как для нас это и вопрос нашей энергетической безопасности. В течение многих десятилетий этот путь был основным транзитным маршрутом, он коммерчески жизнеспособен, поэтому он должен быть сохранен после 2019 года, — говорит курирующий энергетику еврокомиссар Марош Шевчович. — Если мы говорим об украинском транзите, мы должны говорить об устойчивых и существенных объемах транспортируемого газа, потому что уровни примерно в 10-12 миллиардов кубометров, естественно, недостаточны, чтобы поддерживать эту систему газопроводов».

При этом украинская ГТС физически изношена, и даже для поддержания ее в рабочем состоянии нужно вложить в газопровод, по российским оценкам, до 12 млрд долларов (по мнению Мароша Шевчовича, порядка 5,5 млрд долларов). Однако осуществить эти инвестиции не готовы ни Киев, ни ЕС. И это несмотря на то, что за прокачку российского газа Украина получает 6-7 млрд долларов в год.

Нет пока особой ясности и с «Посей доном». Ранее Александр Новак говорил, что годовая мощность сухопутного участка этого газопровода составит 9-16 млрд кубометров, морского — 10-12 млрд кубометров. Стоимость проекта в 2008 году оценивалась в миллиард евро. Однако в 2012 году «Посейдон» наткнулся на резкое неприятие со стороны Еврокомиссии, отдавшей предпочтение альтернативному проекту — строящемуся с весны прошлого года Трансадриатическому газопроводу (TAP). TAP реализуется как продолжение Трансанатолийского газопровода (TANAP), призванного доставлять в Европу в обход России газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Совладельцы TAP — азербайджанская госкомпания SOCAR (20%), British Petroleum (20%), итальянская Snam (20%), бельгийская Fluxys (19%), испанская Enagas (16%) и швейцарская Axpo (5%).

В январе этого года Федерико Эрмоли, вице-президент Snam (бывшая «дочка» итальянского энергетического концерна Eni), предложил «Газпрому» забыть про «Посейдон», вложившись вместо этого в расширение ТАР с 10 млрд до 20 млрд кубометров в год, чтобы использовать эту трубу как продолжение «Турецкого потока». По его словам, такие объемы могут быть свободно использованы любым поставщиком, газопровод способен транспортировать газ разных клиентов, «Газпрома» в том числе. Руководитель Snam Паскаль де Бюк тоже оценил такой вариант поставок российского газа как «очень хорошую идею». Вопрос в том, какая радость от этого «Газпрому» и проекту «Турецкий поток».

Транзита не будет?

Отметим, что сами турки сейчас не особо рвутся заполучить транзит российского газа в Европу. Посол Турции в России Хусейн Дириоз в марте этого года, комментируя судьбу «Турецкого потока», заявил, что строительство второй ветки зависит от договоренностей, к которым придут Москва и ЕС.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков поясняет:

«Думаю, что слова посла подтверждают версию, что Россия в реальности и не хочет строить обе ветки „Турецкого потока“ в Турцию. Первая ветка будет поставлять газ для внутреннего потребления Турции. По ней пойдут те объемы газа, которые сейчас поставляются через Украину и Болгарию и приходят в европейскую часть Турции. В среднем через Украину проходит 11-13 миллиардов кубометров газа в год для Турции. Соответственно, первая нитка „Турецкого потока“ легко перекроет необходимые объемы, оставив России возможность нарастить поставки газа в эту страну. А маршрут второй нитки „Турецкого потока“ пока не определен. Хотя в утвержденном межправительственном соглашении указано, что вторая нитка придет в Турцию, а потом до границы Турции и Греции, в реальности „Газпром“ не обязан строить газопровод именно по такому маршруту».

По словам Игоря Юшкова, Россия стремится диверсифицировать риски и вернуться к усеченной версии проекта «Южный поток». То есть те договоренности России и ЕС, о которых говорил турецкий посол, подразумевают согласование строительства одной ветки «Южного потока». Именно маршрут «Южного потока» наиболее выгоден для ЕС и России, так как газ приходит сразу на рынки сбыта — в Болгарию, другие балканские страны, Австрию. Для ЕС возврат к «Южному потоку» выгоднее, чем поставки газа через Турцию, поскольку отношения европейцев с Анкарой крайне напряженные, что показал недавний конфликт Турции и Нидерландов. Брюссель опасается попасть в зависимость от Турции как транзитера газа. Азербайджанский газ в любом случае пойдет через Турцию. Но ЕС ранее рассчитывал получать через Турцию также газ Туркмении и Ирана. Сконцентрировав в своих руках все транзитные потоки, Турция сможет давить на ЕС по самым разным вопросам.

Однако для возврата к «Южному потоку» Россия хочет получить от Брюсселя гарантии, что ЕС больше не будет противодействовать российскому проекту. Москва рассчитывает, что США пока заняты внутренними делами после избрания президентом Дональда Трампа и не будут вставлять палки в колеса российскому проекту, как раньше, когда «уговаривать» болгар приезжала делегация во главе с сенатором Джоном Маккейном.

«Пока нет договоренностей с Евросоюзом по одной нитке газопровода в Болгарию, „Газпрому“ необходимо продемонстрировать перспективы „Турецкого потока“, идущего через саму Турцию, — считает Игорь Юшков. — Отсюда и проект „Посейдон“. Но в реальности России не нужен газопровод через Грецию на юг Италии. Во-первых, там наш газ будет конкурировать с газом из Алжира, во-вторых, столько газа на юге Италии вовсе не нужно, так как потребление сосредоточено на севере страны, а в-третьих, на север Италии выгоднее поставлять российский газ через „Северный поток-2“ и Германию. А маршрут через Болгарию позволяет снабжать газом балканские страны и привести трубу в Австрию, где и расположен газовый хаб, являющийся точкой сдачи-приемки газа, прописанной в контрактах „Газпрома“ и его европейских покупателей».

Так что первая ветка «Турецкого потока» может оказаться и последней. А будущее транзита российского газа в ЕС зависит от возможности реанимации в той или иной форме проекта «Южной поток», уже при большей сговорчивости Евросоюза.

Автор: Сергей Кудияров

Источник: Эксперт online, 27.03.2017

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики