|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На краю энергетической пропасти На краю энергетической пропастиАналитик Александр Пасечник — о проблемах российско-украинских отношений в энергетической сфере В затухающей энергетической кооперации России и Украины сложностей все больше. Помимо широко известных газовых проблем в поле зрения теперь и неурядицы с поставками нашего дизельного топлива в Незалежную. В середине марта стало известно, что трубопроводные поставки российского дизельного топлива на Украину приостановлены уже в течение месяца из-за того, что Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК РФ) не осуществляет оформление необходимых документов. В Минэнерго РФ уточнили, что, по данным «Транснефти», поставки были приостановлены в начале февраля «в связи с перезаключением контрактов на экспорт нефтепродуктов». Спустя несколько дней официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил, что Россия возобновила поставки дизтоплива на Украину. В заявлении Минэнерго также подчеркивалось, что у России отсутствуют межправительственные соглашения по поставкам нефтепродуктов на Украину и в Венгрию и экспорт дизельного топлива в указанных направлениях осуществляется хозяйствующими субъектами исходя из экономической целесообразности. А поэтому говорить о прекращении поставок горючего из РФ некорректно. Иными словами, Москва юридически не имеет обязательств снабжать Киев дизтопливом. Тем временем Украина не устает хвалиться, что впервые в своей истории завершает отопительный сезон без прямых закупок российского газа. Однако уже давно известно, что растущие объемы реверсных закупок «Нафтогаза» в Европе в конечном счете формируются именно из российского голубого топлива, которое поставляется сначала контрагентам из Старого Света, а после перепродается Незалежной. Теперь же, когда Москва согласилась снять с европейских партнеров контрактные ограничения на реэкспорт газа, «Нафтогазу» юридически, конечно, станет проще взаимодействовать с реверсными странами. Только вот крупные коммерческие потери Киева неизбежны — как известно, переплата Украиной европейским партнерам достигала в IV квартале 2016 года $20–30 с каждой тысячи кубометров газа. Кроме того, необходимо понимать, что экономия голубого топлива, которую власти Украины считают своим несомненным достижением, результат прежде всего тотальной деградации промышленного сектора и децентрализации теплоснабжения. Зачастую это связано с банальным переходом домохозяйств на дрова и солярку, а никак не с внедрением «программ энергоэффективности», которые так широко анонсируются украинским руководством. В оде украинских властей «энергетической независимости» республики большая роль отводится и славному будущему газотранспортной системы (ГТСУ). На нее все еще возложены стратегические надежды — а именно на доход от транзитных сборов за прокачку российского газа в Европу. Но это абсурдные помыслы. Напомню, что Россия динамично продвигает обходные проекты — «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Их скорый запуск автоматически лишит Украину статуса страны — транзитера российского газа. Причем Киев просто-таки подталкивает Москву к отказу от использования ГТСУ — труба почти не ремонтируется и не модернизируется из-за отсутствия инвестиций. И уровень ее морального износа уже давно критичен. При этом ставки на транзит сырья Киев задирает все выше. А это прямой путь к полному разрыву газовой кооперации России и Украины. Хотя, может быть, Москва и не прочь сохранить украинский маршрут как дополняющий новые газомагистрали в Европу — с точки зрения логистики некоторые объемы российского топлива по ГТСУ было бы удобно продолжать поставлять в ряд стран на юго-востоке Европы. Но тогда Киеву нужно спешить идти навстречу. Во-первых, снижать тариф на прокачку газа до адекватного уровня. А во-вторых, конечно, резонно подумать о продаже ГТСУ, которой так дорожат власти Незалежной, внешним инвесторам, чтобы ее наконец модернизировали. Да, момент крайне политизирован, но драмы для страны на самом деле нет. Рядовым гражданам Украины в принципе все равно, кому принадлежит труба. Населению главное, чтобы цены на газ были приемлемыми, а не росли галопирующими темпами, как это происходит в последние годы. Хочется верить, что сценарий с сохранением ГТСУ все же не станет утопией. Ведь режим Порошенко не вечен. И если к власти на Украине придут силы, настроенные на более прагматичную кооперацию с Россией, это вполне может создать предпосылки для энергетической синергии. Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ Опубликовано: Известия, 27.03.2017 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|