Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На краю энергетической пропасти

На краю энергетической пропасти

Аналитик Александр Пасечник — о проблемах российско-украинских отношений в энергетической сфере

В затухающей энергетической кооперации России и Украины сложностей все больше. Помимо широко известных газовых проблем в поле зрения теперь и неурядицы с поставками нашего дизельного топлива в Незалежную.

В середине марта стало известно, что трубопроводные поставки российского дизельного топлива на Украину приостановлены уже в течение месяца из-за того, что Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК РФ) не осуществляет оформление необходимых документов. В Минэнерго РФ уточнили, что, по данным «Транснефти», поставки были приостановлены в начале февраля «в связи с перезаключением контрактов на экспорт нефтепродуктов».

Спустя несколько дней официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил, что Россия возобновила поставки дизтоплива на Украину. В заявлении Минэнерго также подчеркивалось, что у России отсутствуют межправительственные соглашения по поставкам нефтепродуктов на Украину и в Венгрию и экспорт дизельного топлива в указанных направлениях осуществляется хозяйствующими субъектами исходя из экономической целесообразности. А поэтому говорить о прекращении поставок горючего из РФ некорректно. Иными словами, Москва юридически не имеет обязательств снабжать Киев дизтопливом. 

Тем временем Украина не устает хвалиться, что впервые в своей истории завершает отопительный сезон без прямых закупок российского газа. Однако уже давно известно, что растущие объемы реверсных закупок «Нафтогаза» в Европе в конечном счете формируются именно из российского голубого топлива, которое поставляется сначала контрагентам из Старого Света, а после перепродается Незалежной. Теперь же, когда Москва согласилась снять с европейских партнеров контрактные ограничения на реэкспорт газа, «Нафтогазу» юридически, конечно, станет проще взаимодействовать с реверсными странами. Только вот крупные коммерческие потери Киева неизбежны — как известно, переплата Украиной европейским партнерам достигала в IV квартале 2016 года $20–30 с каждой тысячи кубометров газа.

Кроме того, необходимо понимать, что экономия голубого топлива, которую власти Украины считают своим несомненным достижением, результат прежде всего тотальной деградации промышленного сектора и децентрализации теплоснабжения. Зачастую это связано с банальным переходом домохозяйств на дрова и солярку, а никак не с внедрением «программ энергоэффективности», которые так широко анонсируются украинским руководством.

В оде украинских властей «энергетической независимости» республики большая роль отводится и славному будущему газотранспортной системы (ГТСУ). На нее все еще возложены стратегические надежды — а именно на доход от транзитных сборов за прокачку российского газа в Европу. Но это абсурдные помыслы. Напомню, что Россия динамично продвигает обходные проекты — «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Их скорый запуск автоматически лишит Украину статуса страны — транзитера российского газа. 

Причем Киев просто-таки подталкивает Москву к отказу от использования ГТСУ — труба почти не ремонтируется и не модернизируется из-за отсутствия инвестиций. И уровень ее морального износа уже давно критичен. При этом ставки на транзит сырья Киев задирает все выше. А это прямой путь к полному разрыву газовой кооперации России и Украины.  

Хотя, может быть, Москва и не прочь сохранить украинский маршрут как дополняющий новые газомагистрали в Европу — с точки зрения логистики некоторые объемы российского топлива по ГТСУ было бы удобно продолжать поставлять в ряд стран на юго-востоке Европы. Но тогда Киеву нужно спешить идти навстречу. Во-первых, снижать тариф на прокачку газа до адекватного уровня. А во-вторых, конечно, резонно подумать о продаже ГТСУ, которой так дорожат власти Незалежной, внешним инвесторам, чтобы ее наконец модернизировали. Да, момент крайне политизирован, но драмы для страны на самом деле нет. Рядовым гражданам Украины в принципе все равно, кому принадлежит труба. Населению главное, чтобы цены на газ были приемлемыми, а не росли галопирующими темпами, как это происходит в последние годы.

Хочется верить, что сценарий с сохранением ГТСУ все же не станет утопией. Ведь режим Порошенко не вечен. И если к власти на Украине придут силы, настроенные на более прагматичную кооперацию с Россией, это вполне может создать предпосылки для энергетической синергии.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 27.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики