Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > За Opal: «Нафтогаз Украины» подал в суд на Еврокомиссию

За Opal: «Нафтогаз Украины» подал в суд на Еврокомиссию

Национальная компания «Нафтогаз Украины» подала иск в Общий суд Европейского суда справедливости с требованием отменить октябрьское решение Еврокомиссии, которое расширяет доступ «Газпрома» к газопроводу Opal. Он является сухопутным продолжением балтийского газопровода «Северный поток».

«Принятие указанного решения без консультаций с Украиной нарушает статью 274 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, а также обязательства ЕС по Договору об Энергетической хартии и Договору о создании Энергетического содружества», — говорится в официальном сообщении «Нафтогаза Украины». Также в украинской компании аргументируют свой иск тем, что Еврокомиссия вышла за пределы своих полномочий, решение противоречит директиве ЕС 2009/73, не способствует усилению конкуренции и создает угрозы безопасности поставок Украины и других восточноевропейских стран, потому что усиливает доминирование «Газпрома» и связанных с ним компаний.

Ранее глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев говорил, что увеличение поставок газа по Opal, в обход Украины, сразу обернется потерями для Киева в $ 425 млн.

Иск «Нафтогаза Украины» на решение Еврокомиссии станет уже вторым после Польши, которая посчитала расширение доступа «Газпрома» к газопроводу угрозой и для себя. Через Польшу, как известно, проходит еще один транзитный газопровод из России — Ямал-Европа.

В декабре прошлого года в Европейский суд справедливости с иском на решение Еврокомиссии обратились польская госкомпания PGNiG и Республика Польша. На время расследования Европейский суд приостановил решение Еврокомиссии, которое дает возможность «Газпрому» увеличить доступ к газопроводу Opal, с которым непосредственно связана загрузка «Северного потока». До решения ЕК российский холдинг мог заполнять своим газом сухопутное продолжение не более чем на 50%. При этом других желающих воспользоваться магистралью не было. С чем и было связано согласование Еврокомиссией обращения немецкого регулятора на изменение доступа к Opal. В самой ЕК считают, что приняли правильное решение. 

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что Украина и Польша взяли на вооружение тактику гринмейла (так обычно называют практику, когда миноритарные инвесторы с помощью корпоративного шантажа пытаются вынудить крупных акционеров или все акционерное общество выкупить их акции по высокой цене — прим. ред.).

«Понимая, что по существу им ничего не светит, они пытаются за счет продолжительных судебных процессов срывать и затягивать окончательное решение, насколько это возможно», — говорит эксперт. По его мнению, это может привести к прямо противоположному эффекту, например, по «Северному потоку-2», против которого Польша и Украины также выступают против.

«Если до сих пор Еврокомиссия высказывала скепсис по проекту, сейчас она может официально выписать странам, которые выдают разрешение на строительство, карт-бланш», — заключил замдиректора ФНЭБ.

Источник: EADaily, 29.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики