Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нефтегазовый спор могут разрешить теперь только лично Путин и Лукашенко»

«Нефтегазовый спор могут разрешить теперь только лично Путин и Лукашенко»

Правительства Москвы и Минска оказались бессильны

Сегодня, 30 марта, России и Белоруссии не удалось договориться о разрешении нефтегазового спора. Однако, как заявил в интервью ИА REGNUM заместитель директора Фонда национальной энергетический безопасности (ФНЭБ) по газовым проектам Алексей Гривач, теперь этот вопрос может быть решен на самом высоком уровне — на встрече президентов России и Белоруссии.

«Думаю, что вопрос должен быть решен на высшем уровне. Следующая встреча президентов России и Белоруссии может внести какую-то ясность. Очевидно, что на уровне технических переговорщиков, на уровне представителей министерства или даже правительств, мандата на то, чтобы принять решение, у белорусской стороны нет», — отметил эксперт.

По его словам, точно сказать, удастся ли Владимиру Путину и Александру Лукашенко прийти к компромиссу по нефтегазовому спору, сложно. Пока шансы «50 на 50».

В целом Гривач подчеркнул, что, во-первых, хотелось бы, чтобы такие вопросы не возникали вообще, поскольку есть контрактные обязательства. Во-вторых, даже если бы такие споры случались по поводу контрактных обязательств, то они бы решались двумя путями. В первом, наиболее приемлемом случае, вопрос должен решаться за столом переговоров. Во втором случае, если на переговорах не удалось все же прийти к компромиссу, то решать вопрос в судебном порядке.

Также, по словам аналитика, Белоруссия сознательно направляла этот нефтегазовый вопрос в политическую плоскость. Поэтому позднее была необходима именно политическая воля, чтобы урегулировать этот вопрос.

Как ранее передавало ИА REGNUM, газовый спор между Москвой и Минском продолжается с начала 2016 года. Белоруссия считает, что цены на российский газ слишком высоки. Поэтому Минск настаивал на равнодоходных с экспортом ценах на российское голубое топливо и хочет платить за тысячу кубометров не $132, а $73. Несмотря на контракты, Белоруссия в одностороннем порядке стала платить за газ меньше. Россия же отмечает, что недополучила из-за нарушения Минском контрактов несколько сотен миллионов долларов в 2016 году за поставки газа. В качестве стимуляции Москва в начале 2017 года приняла решение более чем на треть сократить поставки беспошлинной нефти в республику.

В ответ на это глава Белоруссии Александр Лукашенко поручил правительству найти альтернативу российскому черному золоту. Так, 26 марта в Белоруссию прибыл первый танкер с нефтью из Ирана. Вообще стороны рассчитывали, что смогут разрешить спор к концу марта.

Однако сегодняшние переговоры оказались безрезультатными, хотя премьер-министр РФ Дмитрий Медведев до этого говорил, что надеется на то, что сторонам удастся договориться. По итогам встречи глава Минэнерго РФ Александр Новак заявил, что Москве и Минску не удалось договориться об урегулировании нефтегазового спора, так как Белоруссия не готова погасить накопленный долг за газ в размере $700 млн. Переговоры прошли на уровне правительств двух стран

Новак сказал, что к компромиссу не удалось прийти главным образом потому, что Минск не планирует погасить задолженность без того, чтобы Россия предоставила этой стране существенные преференции и по цене на газ, и по срокам оплаты. Министр назвал позицию белорусского руководства неконструктивной.

«Тем не менее переговоры продолжаются, не мы начинали этот конфликт, и мы рассчитываем на то, что позиция белорусской стороны будет более конструктивной», — заключил Александр Новак.

Источник: ИА REGNUM, 30.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики