Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Шантаж Майданом». Почему Минск не признает газовый долг перед Россией

«Шантаж Майданом». Почему Минск не признает газовый долг перед Россией

Вчера в очередной раз безрезультативно завершились переговоры России и Белоруссии по газовому долгу Минска. Как рассказал вчера глава Минэнерго Александр Новак, страны так и не преодолели принципиального разногласия на сумму в $700 млн.

— Господин Новак отметил недостаточно конструктивную позицию Минска по газовому спору. Что касается его заявлений о неготовности Белоруссии погасить так называемый долг перед Россией за газ, то белорусская сторона не рассматривает данные средства в качестве долга, — сказал сегодня пресс-секретарь премьер-министра Белоруссии Владислав Сычевич.

Во многом претензии Белоруссии вызваны размером не контрактной, а конечной цены на газ для крупных промышленников и потребителей, замечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

— Так, если контрактная цена по прошлому году была около $136 за тысячу «кубов», то для конечного потребителя она составляла уже около $400, что и вызывало недовольство среди населения и чиновников, — поясняет он.

По словам Юшкова, столь колоссальная разница между контрактными и розничными ценами на газ складывается «благодаря» местным посредникам, то есть в завышенной цене виновата не Россия, а белорусские энергетики.

— В итоге выходит, что, по версии моих белорусских коллег, с которыми мне вчера удалось поговорить, мы своими низкими ценами на газ способны сдержать недовольство белорусского населения, а значит — возможный Майдан. Другими словами, происходит чистой воды шантаж: вы нам дешёвый газ, а мы вам — стабильность в нашей стране, — рассуждает Юшков. — Даже если и так, то скидка не может даваться «просто так» — в обмен Россия, естественно, рассчитывает получить либо экономические, либо политические дивиденды, но их нет.

К примеру, России очень интересна была бы приватизация местных нефтеперерабатывающих заводов (Мозырского или Новополоцкого НПЗ) или «Беларуськалия», перечисляет Юшков, с точки зрения политики — размещение военной базы или хотя бы признание Крыма российским.

Россия отмечает недостаточно конструктивную позицию белорусской стороны, заметил вчера глава Минэнерго Новак. Напомним, нежелание Минска оплачивать долг уже привело к тому, что в прошлом году Россия ограничивала поставки нефти, а затем и нефтепродуктов в республику, что в итоге заставило Минск начать поставки более дорогой нефти из Ирана.

Вероятно, разрешение вопроса возможно только на высшем уровне, вчерашние переговоры глав правительств это лишний раз подтвердили, заключил эксперт.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 31.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики