Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Раздрай в ЕС: Брюссель возьмет «Северный поток-2» на себя

Раздрай в ЕС: Брюссель возьмет «Северный поток-2» на себя

«Северный поток-2» поставил Брюссель в тупик. Власти ЕС не могут повлиять на проект, так как газопровод пройдет вне юрисдикции Евросоюза — в нейтральной зоне Балтийского моря. Об этом говорят сторонники «Северного потока-2» в северной Европе. В основном, в Германии, которая больше всех выиграет от увеличения прямых поставок газа из России. С другой стороны, страны Балтии и Польша, противники расширения газовой магистрали из России в западную Европу, требуют от Брюсселя решения. Единственные, кто в ЕС, кроме Германии, может повлиять на строительство газопровода, — это Швеция и Дания. Они должны согласовать прохождение «Северного потока-2» по своим экономическим зонам Балтийского моря. Но и эти скандинавские страны не хотят брать на себя ответственность за решение политизированного вопроса и также просят Брюссель определиться с позицией. Оказавшись между трех огней, власти ЕС решили сделать ход конем — заключить соглашение с Россией о газопроводе. Эксперты разделились. Одни считают, что предложение Еврокомиссии может еще больше усложнить процесс и политизировать проект балтийского газопровода. Другие — Брюссель отказался от идеи блокировать «Северный поток-2» и переговоры с Москвой необходимы для того, чтобы успокоить противников проекта.

Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на датское издание Politiken, Брюссель предложил странам Евросоюза вести от их имени переговоры с Россией о «Северном потоке-2». В письме датскому правительству, которое оказалось в распоряжении Politiken, Еврокомиссия (ЕК) приглашает членов ЕC высказать свое мнение о проекте и указывает, что газопровод не может эксплуатироваться в «правовом вакууме». Поэтому, как сообщила пресс-секретарь (ЕК) Анна-Кайсса Итконен датской газете, Еврокомиссия попросит страны-члены Евросоюза разрешить ей инициировать переговоры с Россией. Главная цель — достичь соглашения, по которому бы основные принципы законов ЕС применялись к таким проектам, как «Северный поток-2».

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что действия ЕС — это, скорее, попытка усложнить процесс согласования за счет введения дополнительных непредусмотренных законодательством процедур, что приведет к дополнительной политизации и дискриминации балтийского проекта.

Сегодня, по мнению эксперта, никакого правового вакуума для «Северного потока-2» нет.

Просто речь идет о том, что газопровод пройдет по территории, которая находится вне юрисдикции ЕС. «Немецкий регулятор, в юрисдикции которого газопровод заканчивается, а поставляемый по нему газ будет входить на рынок ЕС, написал в Брюссель, что не видит оснований применять к трансграничной инфраструктуре за пределами европейского рынка европейские правила о конкуренции», — говорит Алексей Гривач.

Что касается Швеции и Дании, то, по словам замдиректора ФНЭБ, есть понятные юридические процедуры, когда компания-оператор подает заявку на строительство регуляторам в странах ЕС, в юрисдикции которых пройдет трансграничный морской газопровод. «Они, руководствуясь законодательством ЕС, национальным и международным правом, должны ее одобрить или мотивированно отклонить, — говорит эксперт. — А юридических оснований отклонить нет. Поэтому шведы, которые получили заявку, и датчане, которые получат ее в ближайшее время, решили политически подстраховаться и просят у ЕК официальное заключение о соответствии газопровода законодательству ЕС». 

Эксперт замечает, что такое заключение юридической службы Еврокомиссии существует: «Но сделать его официальной позицией Брюссель не хочет из-за политических соображений».

В Еврокомиссии подтвердили, что у нее нет юридических оснований блокировать «Северный поток-2».

«Нам не нравится „Северный поток-2“ в политическом отношении. Но у комиссии нет юридических оснований ему препятствовать, поскольку правила Евросоюза не распространяются на морскую часть трубопровода», — процитировало вчера The Wall Street Journal слова представителя Еврокомиссии Анны-Кайсы Итконен.

Американское издание утверждает, что власти ЕС отказались блокировать «Северный поток-2» и предложение Брюсселя о переговорах с Москвой — попытка не усложнить строительство балтийского газопровода, а успокоить противников проекта, которые беспокоятся об энергетической безопасности ЕС.

Сегодня европейские сторонники строительства «Северного потока-2» настаивают на том, что ресурсная база в северо-западной Европе сокращается и нужно чем-то компенсировать спад добычи. Поэтому без «Северного потока-2» европейцы могут оказаться под диктатом у поставщиков СПГ, более дорогого ресурса.

«Во-вторых, нужна конкурентная альтернатива доставке газа в центральную и юго-восточную Европу. Транзитный риск Украины вполне конкретен, и он многократно возрастет к 2020 году, когда истекает транзитный договор между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины», — говорит Алексей Гривач. По его словам, аргументы противников балтийского газопровода носят исключительно политический характер: «Для них любой проект, укрепляющий связи с Россией, категорически неприемлем, даже если без него энергетическая безопасность стран ЕС и их граждан пострадает».

Самым активным противником «Северного потока-2» выступает Польша. Она уже сорвала создание СП между «Газпромом» и пятью крупными европейскими компаниями — французской Engie, австрийской OMV, нидерландской Shell и немецкими Uniper и Wintershall. А в последнее время Варшава настолько накалила обстановку вокруг «Северного потока-2» своими заявлениями, что возмутила даже спокойных немцев.

Глава энергогиганта Wintershall Марио Мерен обвинил Польшу в том, что именно она политизирует «Северный поток-2» и компания уже давно несет убытки из-за выбрыков Варшавы. «Польша пыталась срывать проект („Северный поток-1“) и пытается делать это далее. Это прямо дежавю. Это привело к тому, что мы предоставляли свои мощности из Западной Европы в Польшу, чтобы устранить их опасения, что они могут быть оторваны от газоснабжения. Но они оказались почти невостребованными, потому что, наверное, из России газ обходится дешевле», — сказал на пресс-конференции глава Wintershall.

Член правления немецкого энергогиганта Тило Виланд заметил при этом, что Польша всегда требует солидарности от других европейских стран, но со своей стороны не проявляет готовности действовать солидарно. «Солидарность — это не дорога с односторонним движением. И как раз на примере „Северного потока-2“ Польша могла бы показать, что готова проявлять солидарность, что она готова не только брать, но и давать», — заметил Тило Виланд.

Источник: EADaily, 31.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики