Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газу нашли выход

Газу нашли выход

Путин: у России с Белоруссией не осталось спорных вопросов

Владимир Путин действительно оказался как «родной брат» белорусскому лидеру Александру Лукашенко. Раздор по поводу цен и долгов за газ между братскими странами ликвидирован. Ненадолго. А главное, роста цен на газ для потребителей не избежать.

Россия и Белоруссия, кажется, урегулировали газовый конфликт, который тянется уже несколько месяцев.

«На сегодняшний день спорных вопросов не осталось», — объявил Владимир Путин по итогам переговоров с Александром Лукашенко в Санкт-Петербурге.

Переговоры дались нелегко. Встреча лидеров проходила в расширенном составе с участием членов делегаций, до этого главы государств несколько часов общались в формате «один на один». Только после многочасовых переговоров было сделано совместное заявление. 

Путин подтвердил готовность к 1 января 2018 года разработать совместные правила по единому рынку газа, которые будут оформлены в виде межправсоглашения к 2024 году.

По словам Путина, с Лукашенко удалось договориться о том, как будут работать по газовой проблеме не только в 2017-м, но и в 2018 и 2019 годах. Были найдены возможности для «взаимных уступок».

Лукашенко, в свою очередь, поблагодарил Путина за то, что он провел переговоры в «трудное время», имея в виду взрывы в метро в Санкт-Петербурге. Он согласился с Путиным, что нерешенных вопросов между Россией и Белоруссией не осталось.

Ни одна из сторон не назвала деталей новой сделки по газу. Но по итогам встречи вице-премьер России Аркадий Дворкович сообщил, что Россия восстановит поставки нефти и газа в Белоруссию в прежнем объеме.

«Будут скорректированы некоторые межправительственные документы, касающиеся взаимоотношений в сфере газа и нефти. После их парафирования белорусская сторона вернет недоплаченную сумму «Газпрому», то есть ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» — «дочке» «Газпрома», и мы восстановим поставки нефти в объеме 24 млн т», — сказал Дворкович.

Он добавил, что «Газпром» предоставит белорусской стороне скидки с понижающим коэффициентом к формуле расчета цены за период с 2018 по 2019 год. Отношения стран после этого периода, по словам Аркадия Дворковича, будут зависеть от дальнейших переговоров. Вице-премьер также заявил, что поставки нефти могут начаться уже в апреле. «Поставки нефти начнутся в максимально короткие сроки, может быть, это уже и в апреле произойдет, в зависимости от технических возможностей компаний поменять графики поставок», — сообщило агентство «БелТА».

Белоруссия, со своей стороны, возместит «Газпрому» $720 млн недоплаты за газ.

Как брат родной

Незадолго до визита в Москву глава Белоруссии назвал президента Путина «родным братом» и отверг возможность участия посредников в переговорах между Москвой и Минском. 

Лукашенко отметил, что «ненавидит посредников» и предпочитает решать возникающие проблемы в отношениях между странами на двусторонней основе. Также он подчеркнул, что его отношения с Путиным по-прежнему находятся на высоком уровне. 

«Сегодня уже про Россию говорят, что посредники там нужны между Путиным и Лукашенко. Да успокойтесь — у нас с Владимиром Владимировичем Путиным блестящие отношения», — сообщало агентство «БелТА».

Владимир Путин заявил, что все разногласия России и Белоруссии в нефтегазовой сфере на встрече президентов были урегулированы. Окончательное оформление договоренностей должно состояться в течение 10 дней. Именно спор вокруг единого рынка газа в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стал причиной российско-белорусского конфликта, который начался еще в первом квартале 2016 года. Изначально сотрудничество по ЕАЭС предполагало, что цена на газ в странах – членах союза будет единой. Но Минск это воспринял по-своему, сочтя, что «Газпром» должен поставлять газ в Белоруссию по внутрироссийским ценам.

Москва эту точку зрения не разделяла, в результате чего Минск в одностороннем порядке пересмотрел действующий контракт, начав платить из расчета $73 за 1 тыс. кубометров, а не $132, как это прописано в соглашении.

К концу марта 2017 года долг Белоруссии по недоплате за российский газ превысил $700 млн. При этом сама Белоруссия «не рассматривает эти средства в качестве долга», как выразился в конце марта пресс-секретарь премьер-министра Белоруссии Андрея Кобякова Владислав Сычевич.

Удвоение долга

Белорусская сторона еще в прошлом году несколько раз заявляла, что конфликт урегулирован, и даже обещала выплатить долг до конца октября (на тот момент он составлял около $300 млн). Так как выплаты не начались, Москва ограничила поставки в Белоруссию нефти, которую белорусы получали по цене значительно ниже рыночной, так как при поставках не применялась экспортная пошлина.

Несколько раундов переговоров (в последний раз встречались премьер-министры Кобяков и Медведев, это произошло в прошлый четверг) не привели ни к каким результатам. Притом российская сторона заявляла об отсутствии конструктивной позиции у белорусских коллег.

«Что касается скидки, о которой говорил Дворкович, то формула цены называлась еще в середине прошлого года: цена в Смоленской области РФ плюс 20%, — рассказывает глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. — На деле это $100–110 за 1 тыс. кубометров».

Но тогда, по словам Симонова, Лукашенко платить по такой цене отказался, что привело к затягиванию конфликта. «Новая цена — промежуточная, она будет устанавливаться до создания единого газового рынка ЕАЭС, — отмечает глава ФНЭБ. — Но сама привязка решения проблемы к единому рынку — ход довольно сомнительный».

Симонов предупреждает, что становление единого газового рынка ЕАЭС может в итоге стать лишь поводом для реформы внутреннего рынка России. «Складывается впечатление, что ряд игроков именно как такой повод сотрудничества в рамках ЕАЭС и рассматривают», — отмечает глава ФНЭБ.

А основной идеей реформы российского рынка газа была либерализация внутренних цен, то есть сближение их с экспортными. «В этом случае рост цен получат и Лукашенко, и российские потребители», — предупреждает Симонов

Авторы: Алексей Топалов, Рустем Фаляхов

Источник: Газета.Ru, 03.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики