Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Путин и Лукашенко договорились о цене на газ

Путин и Лукашенко договорились о цене на газ

Москва и Минск решили все спорные вопросы в газовой сфере, заявил Владимир Путин. Россия также готова восстановить поставки нефти для Белоруссии с апреля и вернуться к идее создания единого рынка газа

Власти России и Белоруссии урегулировали газовый спор. Об этом заявил глава государства Владимир Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, передает «Интерфакс».

«Мы нашли схему, при которой мы сохраняем наши подходы, сближаем наши позиции по ценам», — сказал Путин.

Президент России уточнил, что стороны «нашли возможность взаимных уступок» и договорились о перспективах сотрудничества в ближайшие три года. Он также рассказал, что в течение десяти дней Россия и Белоруссия окончательно достигнут понимания по всем разногласиям. ​

Путин сообщил, что Москва и Минск готовы к 1 января разработать правила по единому рынку газа. К 2024 году стороны планируют договориться о подписании межправсоглашения в рамках Евразийского экономического сообщества.

Александр Лукашенко, в свою очередь, заявил на пресс-конференции, что Путин выразил готовность рефинансировать задолженность Минска. Он не уточнил, о каком долге идет речь.

«Президент [России] пообещал, что в течение сегодняшнего — завтрашнего дня он отдаст соответствующие распоряжения по этому вопросу», — сказал Лукашенко.

Вице-премьер Аркадий Дворкович на пресс-конференции рассказал, что Россия может начать поставлять нефть Белоруссии уже в апреле. Он заверил, что Москва делает все возможное, чтобы организовать поставки из расчета 24 млн т в год. При этом Минск должен выплатить «Газпром трансгаз Беларусь» — «дочке» «Газпрома» — задолженность в $726 млн.

Вице-премьер сообщил, что «Газпром» с 2018-го по конец 2019 года будет предоставлять Белоруссии скидку в виде понижающего коэффициента к формуле цены на газ. Дворкович не назвал точный размер скидки, пояснив, что раскрыть эти данные не позволяют корпоративные стандарты.

Кроме того, президенты двух стран вернулись к обсуждению идеи по созданию к 2024 году единого рынка газа в рамках ЕврАзЭС. Для этого стороны к 1 января 2018 года разработают совместные правила по единому рынку газа.

С начала 2016 года Белоруссия ведет переговоры с Россией о снижении цен на газ. Республика настаивала на равнодоходных с экспортом ценах и хотела платить $73 за 1 тыс. куб. м российского газа вместо $132. В ответ на недоплату Белоруссией около $300 млн за поставленный газ Россия во второй половине 2016 года сократила поставки беспошлинной нефти в республику с планируемых 24 млн т до 18 млн т. В понедельник министр энергетики Александр Новак заявил о восстановлении поставок нефти в Белоруссию в полном объеме на уровне 24 млн т в год. Необходимо лишь соблюсти формальности — «внести изменения в межправсоглашения, в отдельные», сказал министр (цитата по «Интерфаксу»).

Заместитель генерального директора Фонда национальной экономической безопасности Алексей Гривач считает, что Лукашенко не было смысла упираться дальше по газу, так как смежные потери были выше, чем «экономия» на неполной оплате газа, поэтому он изначально ехал в Санкт-Петербург с намерением вывести отношения между странами из клинча. «Судя по обрывочным заявлениям президенты решили вернуться к осенней формуле, в рамках которой Белоруссия гасит задолженность в рамках контракта, а на межбюджетном уровне Минску будет оказана помощь, чтобы смягчить эффект для белорусских потребителей», — сказал он. А об условиях перехода на равнодоходные цены для электроэнергетики и формировании общего рынка стороны продолжат договариваться в рабочем режиме.

Белоруссия — лидер по российским инвестициям среди стран Евразийского экономического союза. В разные годы объем «общей чистой поддержки» от России варьировался от 11 до 27% белорусского ВВП, следует из данных МВФ, предоставленных РБК.

Несмотря на это, Лукашенко в 2014 году отказался признавать присоединение Крыма и самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР. В 2015 году он проигнорировал поручение Путина построить российскую авиабазу на территории Белоруссии. В мае 2016 года между Белоруссией и Россией возникли противоречия из-за несвоевременной и неполной оплаты газа, поставленного в Белоруссию. Хотя еще 10 октября Лукашенко заявил, что Россия и Белоруссия урегулировали вопрос, долг за поставленный газ так и не был оплачен и к январю дост​иг $550 млн. Вследствие чего Россия ограничила​ поставки нефти Белоруссии.

В феврале Белоруссия нашла альтернативу российской нефти, заключив контракт с иранской NIOC.

24 февраля 2017 года вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко анонсировал согласование условий договоренностей Москвы и Минска по газу. Он добавил тогда, что в Минске рассчитывают, что на 1 января 2025 года весь газ, который «мы будем импортировать, будет одинаковый с ценой на белорусско-российской границе». С начала 2016 года Минск ведет сложные переговоры с Москвой о снижении цен на газ. Белорусская сторона хотела бы и платит $73 за 1 тыс. куб. м вместо $132.

Авторы: Наталья Кондрашова, Людмила Подобедова

Источник: РБК, 03.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики