Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Долг с рефинансированием: в споре Минска с Москвой «вышли в ноль»

Долг с рефинансированием: в споре Минска с Москвой «вышли в ноль»

Согласие России рефинансировать долговые обязательства Минска в размере $750-800 млн‍ стало компромиссом для Москвы и спасением для Белоруссии. Такое мнение в комментарии ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

"Разрешение нефтегазового конфликта с Белоруссией было вполне ожидаемо сразу по ряду причин. Главным образом потому, что все попытки Белоруссии найти альтернативу российским энергоносителям. Объем поставок нефти из Ирана через Одессу составил 80 тысяч тонн, тогда как из России РБ уменьшились поставки с 24 миллионов до 18 млн тонн. Выйти на альтернативы по газу, как ни старались белорусские власти, тоже не удалось – цены ниже московских Минску просто не найти. Если Европе РФ продает газ по среднерыночным ценам, то Белоруссия традиционно пользовалась серьезными скидками. В любом случае позиции Москвы были более выгодными, что президент Александр Лукашенко отлично понимал", - отмечает эксперт.

Ранее первый вице-премьер Белоруссии Василий Матюшевский подтвердил, что Россия рефинансирует долговые обязательства Минска в размере 750-800 миллионов долларов, накопленные в ходе нефтегазового спора. В эти цифры укладывается как основной долг и сумма процентов к погашению в 2017 году. Ранее Белоруссия в принципе отказывалась выплачивать долги по недоплате за полученный газ, считая его цену несправедливой. Противоречия удалось урегулировать в ходе встречи Владимира Путина с Александром Лукашенко 3 апреля в Петербурге. 

"Несмотря на приписываемый Западом Путину образ сурового и жесткого политика, он вполне готов на компромиссы. Кроме того, позиция по отношению к Белоруссии у Москвы традиционно лояльнее – на сегодняшний день в Кремле решили, что обострять конфликтные отношения с Минском не выгодно никому. Кроме того, Лукашенко признал задолженность и согласился ее выплатить – это позитивный фактор, так как белорусский лидер неохотно идет на признание собственного поражения. Кроме того, кулуарные "подробности" соглашения мы, возможно, сможем вскоре увидеть в виде изменении позиции Лукашенко по важным для России вопросам", - отмечает эксперт.

Спор как поле для маневра

О том, что Москва и Минск решили все спорные вопросы в газовой сфере, заявил накануне Владимир Путин. Россия готова восстановить поставки нефти для Белоруссии с апреля и вернуться к идее создания единого рынка газа. При этом Минск должен выплатить "Газпром трансгаз Беларусь" - "дочке" "Газпрома" - задолженность в $726 млн. Объявлено, что в течение десяти дней Россия и Белоруссия окончательно достигнут понимания по всем разногласиям. ​Путин также отметил, что Москва и Минск готовы к 1 января разработать правила по единому рынку газа. К 2024 году стороны планируют договориться о подписании межправсоглашения в рамках Евразийского экономического сообщества.

"Белоруссия все же добилась снижения контрактной цены на поставляемый газ, Москва пошла на это по ряду причин. Во-первых, имея под боком сложные отношения с Украиной, конфликт с традиционно дружественной Белоруссией Москве сегодня крайне нежелателен. Кроме того, не стоит забывать о том, что по соседней республике проложена "труба" "Газпром трансгаз Беларусь", по которой РФ продает энергоносители Европе.

Взамен в ближайшее время мы можем увидеть неожиданные заявления от Александра Лукашенко – к примеру, о размещении российской военной базы в Белоруссии, хотя раньше эта тема им игнорировалась. Или по Крыму – лидер соседней страны упорно отказывается признавать его российский статус. Возможно, Минск выйдет на обсуждение других острых вопросов, которые до сегодняшнего дня были "вне повестки". В любом случае, урегулирование нефтегазового спора между РФ и РБ было ожидаемо", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 04.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики