Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Россия не допустит Brexit Белоруссии»: эксперты оценили соглашение Путина и Лукашенко

«Россия не допустит Brexit Белоруссии»: эксперты оценили соглашение Путина и Лукашенко

Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко достигли мирного разрешения накалившегося в последние месяцы до предела энергетического конфликта. Минск согласился отдать долг за «голубое топливо», а Москва пообещала скидки на газ и возобновила поставки нефти союзной республике в полном объеме. Мы попросили экспертов оценить, кто и сколько выиграл или проиграл от реанимированной дружбы двух стран.

Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития: «Многолетняя история российско-белорусских переговоров показывает, что по их итогам далеко не всегда можно однозначно сказать, кто вышел из них победителем, а кто потерпел поражение. Последняя встреча Путина и Лукашенко не является исключением. Обе стороны достигли определенных результатов — Москва получила предварительные гарантии возврата Белоруссией долга за поставки газа, а Минск добился возобновления импорта нефти в прежних объемах и скидок на «голубое топливо». Символично, что для достижения таких результатов потребовалась личная встреча президентов и переговоры в формате «один на один».

На какое-то время страсти вокруг тематики энергетического сотрудничества наших стран поутихли. Однако пока рано считать, что разрешены все конфликты, которые в последнее время возникали в экономических отношениях Москвы и Минска. Остается еще много вопросов, которые касаются, в частности, поставок в Россию белорусской сельскохозяйственной продукции, в том числе, молока, сыров и мяса, претензий нашего Роспотребнадзора и неконтролируемого транзита через территорию Белоруссии в нашу страну санкционных продуктов из Европы. Поскольку все эти вопросы так или иначе перекликаются, можно предположить, что потребуется еще не один раунд переговоров, чтобы их урегулировать».

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности: «Нет причин ставить точку в российско-белорусском газовом противостоянии. Несмотря на определенные подвижки, все может вернуться на прежние места.

Москва в конце прошлого года уже говорила Минску, что готова пойти на уступки в этом споре. Белоруссия тогда также подтвердила готовность возвратить накопившийся долг за газ в размере $726 млн. Россия давала добро на применение механизма межбюджетной компенсации, средствами от которой Белоруссия могла бы компенсировать потери бюджета, и в следствии чего снизить цены на газ для своих национальных потребителей.

Москва также соглашалась восстановить поставки нефти в полном объеме по беспошлинной схеме, что давало бы Минску возможность дополнительно заработать на экспорте переработанного сырья. Кроме того, Россия пойдет на рефинансирование (погашения старых обязательств за счет предоставления новых кредитов) долга Белоруссии на сумму $750-800 млн, не связанного с конфликтом в нефтегазовой сфере. Имеются в виду межгосударственные кредиты, выданные по линии фонда ЕврАзЭс.

Но Лукашенко в последний момент пошел на попятнцю. Не исключено, что и сейчас, буквально по дороге из Москвы в Минск, он снова выкинет какой-нибудь фокус и примет решение, перечеркивающее достигнутые компромиссные варианты».

Владимир Фейгин, президент Института энергетики и финансов: «Главное, что извлекли обе стороны из последних переговоров Путина и Лукашенко, это достижение долгожданного перемирия и прояснения накопившихся вопросов. При этом ни Минск, ни Москва не потеряли лицо. Мы получили не только обещание по возврату долга, но и согласовали механизм поставок газа в Белоруссию на будущие годы. Теперь цены для союзного государства будут устанавливаться не на ежегодной основе, а поэтапно, по заранее проработанной системе.

Другими словами, Лукашенко больше не требует единовременного снижения тарифов на «голубое топливо» до внутрироссийского уровня. Это будет происходить постепенно, и цены, как и планировалось, сравняются в рамках создания единой торговой зоны, к 2025 году. Минск, в свою очередь, вернул себе в полном объеме поставки нефти — 24 млн тонн в год (реэкспорт российской нефти, поставленной на беспошлинной основе, и продажа за границу продуктов ее переработки дает Минску дополнительный ежегодный доход на сумму $1-1,25 млрд — «МК»).

При этом неправильно говорить, что Москва пошла на поводу у Минска и в очередной раз предоставила ему безвозмездные преференции. Мы сами стремились к интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Хотя завершения этого процесса ждать еще долго, его участники двигаются навстречу друг другу. Поэтапное снижение цен на газ — это своеобразная «дорожная карта», которая будет способствовать дальнейшему прогрессу в наших отношениях. Минск может сколько угодно тормозить различные процедуры и грозить разрывом достигнутых договоренностей. Однако порвав с ЕАЭС, Лукашенко придется расстаться с возможностью в итоге получить желаемую стоимость газа. Для его страны тогда не будут действовать условия единого рынка капитала, товаров и услуг. Бесплатного белорусского Brexit наша страна не допустит».

Автор: Николай Макеев  

Источник: Московский комсомолец, 04.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики