Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Закупать среднеазиатский газ просто как газ для Газпрома экономического смысла нет

Закупать среднеазиатский газ просто как газ для Газпрома экономического смысла нет

Газпром заключил контракт на покупку ежегодно 4 млрд кубометров газа в Узбекистане в течение пяти лет, говорится в сообщении российского газового холдинга. Начало поставок запланировано на 2018 год, пишет ТАСС.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Похоже повторяется история с туркменским газом – мы в свое время подписывали соглашение, по которому его закупали в довольно больших объемах еще с 19990 годов после развала Советского Союза. Сейчас же нам не нужен никакой импортный газ – ни туркменский, ни узбекский. Наоборот у Газпрома сейчас проблема – кому бы свой продать. И это как раз причина покупки среднеазиатского газа, поскольку таким образом предполагалось «сковать» его распространение нашим потенциальным покупателям. Как раз с этой целью Газпром выкупал газ у Туркменистана, чтобы тот не мог его продать, например, в Китай. Из законтарктованного объема, разумеется, сколько-то приходилось выкупать, чтобы туркмены не подавали в суд на Газпром. Потом взорвался газопровод, по которому туркменский газ поставлялся в Россию, его какое-то время не чинили, потом договорились о прерывании этого контракта. Правда, стратегия сковывания туркменского газа, на которую так рассчитывал Газпром, не сработала. Туркмения все равно подписала контракты с Китаем, и сейчас она крупнейший поставщик газа для китайцев.

Что касается узбекского газа и его покупки Россией, то это можно рассматривать с одной стороны как инструмент для поддержания Узбекистана в сфере влияния нашей страны. А с другой стороны это продолжение политики «сковывания», чтобы не дать Узбекистану продавать свой газ Китаю. Потому что китайцы технологию сближения на туркменах уже отработали – надавали им кредитов для разработки месторождений, постройки трубопроводов, а отдавать долг предполагается в виде газа. Однако в отношениях с хитрым Китаем расчет Туркменистана на заполнение всех четырех веток не оправдался. Да и использовать базу разработанных месторождений для поставки газа по трубопроводу ТАПИ проблематично. Дело в том, что Китай отказал в помощи при строительстве четвертой ветки, а третью из построенных предполагается наполнять газом из Узбекистана и Казахстана. Самому же Туркменистану строительство четвертой ветки не осилить, и гарантировать безопасность транзиты через Афганистан тоже особо некому. Поэтому в проект ТАПИ ввязываться никто не хочет и проект топчется на месте.

Думаю, что Газпром преследует в отношениях с Узбекистаном и Казахстаном ту же цель – законтрактовать их газ по максимуму, чтобы у них не было возможности поставлять свой газ в Китай. У Газпрома свои интересы в прокладывании западного газопровода в Китай (или расширение восточного маршрута туда же), в свете этого сближение среднеазиатских республик по вопросу газа – не в его интересах. Ему не нужны конкуренты в российско-китайских газовых отношениях. Газпром идет на то, чтобы тратить деньги и скупать казахский и узбекский газ для того, чтобы упрочить свои позиции в переговорах с Китаем. По сути этот газ Газпрому без надобности – проблемы добычи у него нет, а вот со сбытом они будут.

Закупать среднеазиатский газ просто как газ для Газпрома экономического смысла нет. Он нужен только как инструмент влияния в переговорах с Пекином.  

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 05.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики