|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Откажется ли Украина от российского газа? Откажется ли Украина от российского газа?1 апреля на Украине официально объявлено об окончании отопительного сезона. Это хороший повод вновь посмотреть на ситуацию с газом, ведь она напрямую касается России и Европы. Единственная хорошая новость в газовой промышленности Украины – стабильный уровень добычи. Но так как месторождения газа на Украине стали разрабатываться в 1950-60-х гг., с каждым годом все сложнее удерживать уровень производства, не говоря уже о росте добычи. Применение современных технологий для поддержания производительности приводит к повышению себестоимости газа. Надежды украинского руководства на сланцевый газ не оправдались, хотя ранее в Донецкой и Харьковской областях Shell собиралась добывать сланцевый газ на Юзовской площади; в Львовской и Ивано-Франковской областях Chevron намеревался разрабатывать Олесскую площадь. Но обе компании закрыли проекты по причине войны и экономических рисков. Тот факт, что лицензия на Юзовскую площадь перешла к нидерландской компании Yuzgas B.V., бенефициаром которой является бывший советник Виктора Януковича Ярослав Кинач, не внушает оптимизма. Источник: НАК «Нафтогаз Украины». Так что ожидать сколько-нибудь значимого роста добычи газа на Украине не приходится. При этом, Украина сокращает импорт газа за счет сокращения потребления. Это происходит много лет из-за деградации промышленного сектора. Пик потребления пришелся на 1990 г. – 119 млрд куб. м. После этого спрос постоянно падал. Источник: НАК «Нафтогаз Украины».
Источник: НАК «Нафтогаз Украины». В структуре потребления газа наибольшее снижение показал промышленный сектор. Общий спад экономики Украины привел к сокращению спроса среди производственного сектора. Причем рост ВВП в 2016 г. скорее всего не приведет к повышению потребления газа в сегменте промышленности, так как продолжающееся закрытие российского рынка для украинских товаров приведет к перестроению структуры экономики «незалежной» в сторону аграрного сектора и сферы услуг. Источники: Всемирный банк, TRADING ECONOMICS. Источник:НАК «Нафтогаз Украины». В дальнейшем снижение потребления газа на Украине будет замедляться, так как каждый следующий шаг будет даваться все сложнее. Люди не смогут полностью отказаться от отопления, горячей воды, газа для бытовых нужд, а промышленность, хоть и в сокращенном виде, продолжает существовать. Украинский премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что к 2020 г. страна откажется от импортного газа (то же самое обещал и министр энергетики Игорь Насалик). Но вряд ли подобные планы реализуемы. Для этого необходимо было бы принять меры по снижению энергоемкости экономики и развивать другие источники энергии, в том числе возобновляемые источники энергии. Оба пути требуют больших затрат, а денег и так не хватает. Поэтому стоит рассматривать сценарий сохранения импорта газа. В закупках газа у Украины тоже есть проблемы. В 2016 г. Киев не закупал российский газ по контракту с «Газпромом», а покупал его у европейских компаний по схеме реверса. По расчетам Фонда национальной энергетической безопасности, закупая реверсный газ в ЕС, Украина в 2016 г. переплатила около $182 млн. по сравнению с предложением «Газпрома». Средняя стоимость реверсного газа для Украины составила $199,4 за тыс. куб. м., а у «Газпрома» по действующему контракту «Нафтогаз» мог закупить газ в среднем по $182,9 за тыс. куб. м. Источник: Министерство экономического развития и торговли Украины, Минэнерго РФ, ПАО «Газпром». Украина в 2016 г. импортировала 11,1 млрд куб. м. газа на сумму $2,213 млрд. Аналогичный объем газа при закупках у «Газпрома» обошелся бы ей в $2,03 млрд. Разницу украинские власти предлагают считать платой за независимость. Однако сэкономленные средства позволили бы Киеву закупить большие объемы газа для отопительного сезона (на $182 млн. можно было приобрести еще 1 млрд куб. м.), и тогда бы нам всем не пришлось бы гадать: «пронесет или не пронесет?». Ведь на начало отопительного сезона 2016/17 Украина подошла с историческим минимумом в подземных хранилищах газа (ПХГ) – 14,732 млрд куб. м. В 2015 г. к зиме в украинских ПХГ было 17,064 млрд куб. м. газа. В конце отопительного сезона 15/16 в ПХГ оставалось 8,521 млрд куб. м. Нынешний сезон закончился с 8,224 млрд куб. м. в хранилищах (израсходовано из ПХГ 6,507 млрд. против 8,621 млрд извлечения в сезон 15/16). Получается, что с каждым годом Украина сокращает запасы газа в своих ПХГ как на начало отопительного сезона, так и на выходе из него, хотя объем потребления снижается. В связи с этим возникает закономерный вопрос, как долго сможет работать такая модель поведения? К следующей зиме проблем в украинской энергетике прибавится. Если раньше потребление, а следовательно и закупку газа можно было снижать за счет загрузки угольных и атомных станций, то теперь и там возникают существенные проблемы. Фактически проблемы политизации из газовой сферы переходят в угольную и атомную энергетику. Блокада Донбасса и отказ от закупок российского угля, попытки отказаться от сотрудничества с Росатомом приводят к необходимости искать альтернативу, которая, как и в случае с газом, является более дорогой. А применительно к АЭС встает вопрос безопасности. В условиях, когда Украина переживает жесткий экономический кризис, подобная стратегия представляется не самой разумной. Но отказываться от нее киевские власти явно не собираются. Сейчас от ряда украинских политиков и экспертов можно услышать браваду в стиле: «Ну и кто там говорил, что мы замерзнем без российского газа?». Но она справедлива в том случае, если принимать за норму окончание отопительного сезона в условиях официально введенного чрезвычайного положения в энергетике. Однако повторить такой фокус без еще большей финансовой поддержки со стороны ЕС и МВФ вряд ли получится. Поэтому нас ждет как минимум еще одна «валидольная» зима, ведь «Северный поток-2» и «Турецкий поток» планируется построить только к концу 2019 г. Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Опубликовано: Евразия.Эксперт, 07.04.2017 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|