Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Топливные кранты

Топливные кранты

Страна может столкнуться с дефицитом бензина

России угрожает бензиновый кризис. Причина в том, что наша страна всё больше становится экспортно зависимой. Все усилия власти по контролю над ценами на бензоколонках, а также существующая система акцизов выталкивает крупных собственников из бензинового бизнеса. Позиция крупных компаний всё более потребительская. Они стремятся заработать везде, где только можно, а если маржа падает, стараются поскорее избавиться от неприбыльного бизнеса.

Последние недели основным ньюсмейкером для отечественной нефтяной индустрии стала компания ЛУКОЙЛ. Один из лидеров отрасли оказался причастным сразу к нескольким громким информационным поводам – к сообщениям о продаже 30% фирменной сети АЗС и Ухтинского НПЗ, а также к скорому началу беспошлинных поставок российской нефти на нефтеперерабатывающие предприятия Узбекистана. Последнее, как ожидают аналитики, может привести к существенным потерям для бюджета РФ – до 30 млн долларов ежегодно.

Это свидетельствует о том, что экономика России становится всё более сырьевой. Производство и продажа топлива стремительно становятся неинтересны бизнесу, и раз так, то впереди – нехватка горючего и его рост в цене. Ненужные заправки Информация о готовящейся ЛУКОЙЛом продаже трети своих заправок появилась в самом конце марта. Неофициально компания, контролирующая пятую часть топливной розницы в России, объяснила такие планы «экономическими причинами». Эксперты верят в такое объяснение.

«Причины трудностей следующие: рост акцизов на бензин и в целом неблагоприятная экономическая ситуация, особенно в регионах», – объясняет аналитик отдела анализа мировых рынков ИК «ФИНАМ» Вадим Сысоев.

«Причины таких намерений кроются в снижении рентабельности розничного бизнеса», – добавляет начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. При этом, по его словам, «повышение налоговой нагрузки, а также сдерживание цен в благоприятные для роста периоды грозят заморозить подобную ситуацию».

Действительно, по данным Независимого топливного союза, за последние годы власти ощутимо «поддушили» отрасль, одновременно настаивая на сдерживании цен и увеличивая налоги. Только один акциз на бензин класса Евро-5 с 2015 по 2017 год возрос почти на 63%. В результате маржа торговцев топливом снизилась с 2 тыс. рублей с тонны до 8 рублей. Что любопытно, сокращая свою сеть в РФ, ЛУКОЙЛ планирует развивать АЗС в других странах, где, очевидно, торговля бензином более выгодна.

По информации главы аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, «компания рассматривает расширение сбытовых сетей за периметром, например в Турции и ряде европейских стран, так что это стратегия «перетока». Что касается упомянутой трети АЗС, то они всё же могут найти нового владельца. Уже называются потенциальные покупатели активов – это представители Катара, Китая, Швейцарии. При этом российские компании к красно-белым АЗС на словах не проявляют интерес. И это тоже показательно.

Невыгодное дело

Кроме заправок ЛУКОЙЛ, если верить сообщениям СМИ, намерен избавиться от Ухтинского НПЗ. Причём сделать это он может даже «с дисконтом к рыночной цене». Такое решение вряд ли покажется удивительным, если учесть, что чистая прибыль предприятия с 2015 по 2016 год сократилась более чем в 6 раз. Потому весьма вероятно, что избавление от заправок и завода – звенья одной цепи.

«Рост проблем в торговле нефтепродуктами в России обусловлен нерыночными методами регулирования внутренних цен на бензин и прочие виды топлива», – объясняет аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксана Лукичёва.

«Необходимость удержания цен на низком уровне с целью стабилизации социальной обстановки и недовольство компаний-производителей отсутствием индексации цен на уровень инфляции выражаются в ограничении производства нефтепродуктов», – уточняет эксперт.

В красной зоне – регионы ЦФО, по сути, оставшиеся, пусть и временно, без собственных топливных производств. «Особенно напряжённая ситуация складывается в центральных регионах, так как Московский НПЗ находится на ремонте. Продажи нефтепродуктов независимым трейдерам ограничены, иногда топливо в регионе просто невозможно купить», – добавляет Оксана Лукичёва.

По ожиданиям наблюдателей, в ближайший год политика «стабилизации социальной обстановки» за счёт удержания цен будет продолжена. «Цены на нефтепродукты в России в 2017 году продолжат расти из-за повышения акцизов темпами порядка 5%», считает главный аналитик «Промсвязьбанка» Екатерина Крылова.

«В текущем году в пределах 5–7% вероятен рост цен на бензин, но ещё надо следить и за инфляцией – регуляторы ставят задачу нефтяникам не выходить по году за её рамки по топливной индексации», – соглашается с прогнозом Александр Пасечник. Что же касается начала 2018-го, то, как говорит эксперт, «будет действовать негласный мораторий на индексацию цен на топливо – скорее всего по политическим соображениям – до президентских выборов. Такая практика уже имела место».

В результате получается, что отечественным нефтяникам выгоднее сосредоточиться именно на сырье. Чтобы изменить положение вещей, «государству необходимо либо стимулировать технологическое обновление основных мощностей в отрасли, либо перенести налоговую нагрузку на другие сферы экономики, считает аналитик ИК QBF Роман Кузнецов.

Со своей стороны, Георгий Ващенко уверен, что ситуация, при которой экспорт сырья выгоднее переработки и торговли топливом, временная. «При дальнейшей отрицательной рентабельности в этом сегменте просто настанет дефицит топлива. Не исключаю, что подобные проявления могут возникать осенью. В этом случае цены очень быстро подскочат и топливо появится», – объясняет представитель «Фридом Финанс».

Стадо из одной коровы

Испытывая трудности в нефтепереработке, отечественные компании грозят столкнуться и с проблемами при экспорте нефти. Сейчас стоимость сырья находится у отметки 50 долларов за баррель. В определённой степени этот уровень держится за счёт действующих ограничений на добычу – соответствующее соглашение было достигнуто 10 декабря прошлого года странами ОПЕК и некоторыми примкнувшими к организации экспортёрами. В мае состоится очередная встреча, посвящённая судьбе ограничений. Большинство наблюдателей полагают, что мораторий продлён не будет. И это может обрушить котировки.

По мнению Вадима Сысоева, «риски, что цена пойдёт ниже, крайне высоки, и факторов очень много – начиная от продолжающегося роста добычи нефти в США и заканчивая общерыночной ситуацией, которая на текущий момент спокойная». «Чёрный лебедь» может прилететь в любой момент», – предупреждает аналитик ИК «ФИНАМ».

С коллегой с некоторыми оговорками соглашается Николай Подлевских. «Вероятность ухода цен ниже 50 долларов расцениваю как высокую. В основном это будет определяться способностью ОПЕК продлить действующие с января соглашения. Но даже в случае провала этих переговоров цены вряд ли пойдут к минимумам начала 2016-го», – говорит эксперт. В январе прошлого года баррель уже добирался до стоимости 34,73 доллара. К слову, это близко к показателям обвала кризисного 2008 года, когда сырьё снижалось даже ниже 34 долларов.

К сожалению, отечественному бюджету, критически зависящему от торговли природными богатствами, остаётся лишь молиться о том, чтобы сбылись хорошие или в крайнем случае умеренно оптимистичные предсказания.

Почему топливо в России постоянно дорожает?

Как выясняется, доля переработки, маржи торговцев, не говоря о стоимости нефти, в бензине и солярке не самая значительная. 60% в их стоимости занимают акцизные и налоговые сборы. 16% – это наценка АЗС. 13% – наценка НПЗ. 7% – расходы на транспортировку. И лишь 4% составляет собственно стоимость нефти. При этом доля акцизов будет только возрастать. Так, в 2017 году сбор с автобензина класса Евро-5 составляет 10,13 рубля за литр, в 2018-м он увеличится до 10,535 рубля. Дизельное топливо соответственно отдаёт бюджету в 2017 году 6,8 рубля, в 2018-м расстанется с 7,072 рубля. И это только акциз. Кроме него в цену топлива закладываются налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, налоги на прибыль, имущество, фонд оплаты труда и так далее.

Автор: Всеволод Истомин

Источник: Версия, 10.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики