Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко завязал Кремль в «газовый» узел

Лукашенко завязал Кремль в «газовый» узел

Минск добился от Москвы кредитов, скидок на «голубое топливо» и права на реэкспорт нефти

В четверг, 13 апреля, нефтегазовая война между РФ и Белоруссией закончилась. Причем, похоже, победой Минска.

С одной стороны, Минск погасил $ 726 млн. долга за поставки российского газа, накопленного с января 2016 года, чего в течение 15 месяцев и добивалась Москва. С другой, Минск сделал этот платеж только после того, как по итогам переговоров президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко белорусской стороне был обещан новый российский кредит до $ 1 млрд., а также очередной транш из фонда ЕврАзЭс на $ 600 млн.

Мало того: Минск также получил скидку на газ — сейчас его цена для Белоруссии составляет около $ 130 за 1 тыс. кубометров и рассчитывается в долларах. Глава «Газпрома» Алексей Миллер и вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко подписали протокол о внесении изменений в условия поставки газа в 2018—2019 годах. Из них следует, что белорусы получат дисконт — по данным СМИ, не менее 20%.

При этом Москва и Минск договорились к началу 2018 года сформулировать принципы единого рынка газа, в рамках которого его цена должна различаться только затратами на транспортировку.

Наконец, Владимир Семашко и вице-премьер РФ Аркадий Дворкович подписали протокол о внесении изменений в соглашение об экспорте нефти и нефтепродуктов в Белоруссию. Минск сможет уже в этом году получить 24 млн тонн российской нефти беспошлинно (с середины 2016 года Москва урезала такие поставки, чтобы побудить белорусскую сторону к оплате долга за газ). При этом из общего объема Белоруссия будет перерабатывать «не менее 18 млн. тонн», заявил Дворкович.

Более 90% громадян, согласно опросу, считают себя щирыми украинцами, хотя говорят «по-москальски»

Остальные 6 млн. тонн пойдут на реэкспорт и будут «перетаможиваться», с тем чтобы экспортные пошлины с них поступали в бюджет Белоруссии. Если цена на нефть Urals будет около $ 55 за баррель, Минск сможет получить за счет экспортной пошлины около $ 570 млн в год.

Россия от нефтегазового примирения с Белоруссией, с точки зрения экономики, мало что выигрывает. И складывается впечатление, что мы инвестируем не в экономику, а в геополитику. Подпитывая Минск деньгами и развивая с ним интеграцию, Кремль пытается не допустить в Белоруссии «цветной революции» по украинскому сценарию.

«Цветной» риск для Минска реально существует. Проблема в том, что Лукашенко все больше опирается на националистические антироссийские элементы. Эти элементы неуклонно разрастаются, и рано или поздно могут набрать критическую революционную массу.

Что стоит за нефтегазовой сделкой Минска и Москвы, насколько надежны «белорусские» инвестиции Кремля?

— Нефтегазовые договоренности кажутся односторонними только на первый взгляд, — отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Говорю это как человек, который лично принимал участие в переговорах в Минске.

Самый главный итог переговоров — Минск признал газовый долг. Благодаря этому возобновлены нефтяные поставки в Белоруссию. С одной стороны, такое решение кажется проигрышным для российской стороны. С другой, белорусы теперь не будут возвращать на российский рынок 1 млн тонн нефтепродуктов, полученных из российской нефти. Это значит, что на российском рынке появляется свободная ниша, которую смогут занять отечественные нефтепереработчики.

Понятно, что Белоруссия, в основном, зарабатывает деньги на переработке российской нефти, причем уже сейчас глубина этой переработки довольно высокая. Нефть добывается, кстати сказать, и в самой Белоруссии — 1,65 млн тонн в год, и этот показатель стабилен несколько лет. Однако вся нефть, которая добывается внутри страны, сразу идет на экспорт.

Да, последние договоренности показывают, что мы субсидируем белорусскую экономику. Но если мы и даем белорусам кредит, то ведь не бессрочный — Минску его придется выплачивать. Это так называемые «инвестиции под роспись», а не какой-то лобовой проигрыш.

«СП»: — Но мы еще даем белорусам скидки на газ, разве это не проигрыш?

— Скидки на газ неизбежны. Ценовая конъюнктура складывается таким образом, что газ все сильнее дешевеет. Кроме того, нужно учитывать, что к 2025 году Россия и Белоруссия приходят к единому рынку энергоресурсов, который подразумевает и равную доходность.

Поэтому логично ожидать сужения разницы между внутренней российской ценой на газ и ценой для белорусов. И лучше сужать этот коридор постепенно, чем скачком — тогда процесс пройдет менее болезненно, прежде всего для «Газпрома».

Замечу, переход к единому энергорынку — это условие союзного государства. Если мы с белорусами все-таки строим единое пространство, нужно придерживаться ранее обозначенных ориентиров.

При этом Россия даже выигрывает: к общему рынку мы придет только через 8 лет, и за это время сможем неплохо заработать на поставках в Белоруссию.

«СП»: — Договоренности в области энергетики позволяют гарантировать, что в Белоруссии не случится «цветной революции» по модели Украины?

— У меня от Белоруссии нет ощущения предреволюционной ситуации. Страна выглядит очень спокойной, люди, судя по разговорам, настроены на мирную жизнь, причем большинство из них удовлетворено своим лидером. Надо понимать: благодаря Лукашенко, в Белоруссию идут приличные иностранные инвестиции — и китайские, и прибалтийские. Хотя в основном, конечно, белорусская экономика завязана на российских энергоресурсах.

Думаю, в Белоруссии украинский сценарий не повторится. В отношениях с Украиной, на мой взгляд, Кремль поставил «не на ту лошадь». Виктор Янукович, напомню, выиграл еще президентские выборы 2004 года, но побоялся первого Майдана, устроенного сторонниками Виктора Ющенко, и не взял бразды правления в свои руки.

В 2013 году ситуация в чем-то повторилась: Янукович снова не проявил достаточную волю, и предпочел поверить европейцам. По идее, он мог бы второй Майдан жестко разогнать, пусть даже с жертвами. Да, при таком сценарии, не исключено, погибли бы десятки человек в Киеве. Зато не возникло бы противостояния в Донбассе, в результате которого погибли уже десятки тысяч человек. Будь на месте Януковича более вменяемый и твердый политик, возможно, отношения РФ-Украина складывались бы сейчас по белорусской модели.

Сейчас, понятно, Украина потеряна для нас на долгие годы. Но Лукашенко — все же не Янукович. Поэтому энергетическое сотрудничество с Минском будет только расширяться. Нам важно и удержать Белоруссию в орбите своего влияния, и сохранить ее как надежного транзитера российских энергоресурсов на Запад. 

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 14.04.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики