Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поладили: Минску и «Газпрому» — деньги, Москве — интеграцию

Поладили: Минску и «Газпрому» — деньги, Москве — интеграцию

Москва и Минск окончательно урегулировали нефтегазовый спор, который длился почти год. Вчера Белоруссия погасила $ 726 млн. долга за газ перед «Газпромом», а в российской столице вице-премьеры двух стран подписали новый пакет документов. Они закрепляют договоренности Владимира Путина и Александра Лукашенко. Если коротко: Минск продолжит платить по действующему контракту $ 130 за тысячу кубометров в 2017 году, а Москва увеличит поставки нефти в Белоруссию до 24 млн. тонн — на 6 млн. тонн больше, например, чем в прошлом году. Вице-премьер России Аркадий Дворкович заявил, что 18 млн. тонн пойдет на переработку и еще 6 млн. тонн — на транзит. При этом он добавил, что никакого реэкспорта нефти для своеобразной компенсации нынешних цен на газ, о чем ранее говорил Александр Лукашенко, не будет.

Таким образом, все вернулось на круги своя или все-таки кто-то выиграл в российско-белорусском споре? Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков считает, что экономические плюсы от договоренностей получат Белоруссия и «Газпром». При этом российский бюджет проиграет. В чем Россия выиграет, так это политически.

«Минск продолжит в этом году платить по действующему контракту. Но уже в 2018—2019 годах будет получать газ по внутрироссийским ценам (формула цены будет привязана к цене газа в Ямало-Ненецком автономном округе — прим. ред.). Реэкспорта нефти, как заявлял Александр Лукашенко, действительно не будет. Однако своеобразную компенсацию Белоруссия все-таки получит. Речь идет о 6 млн. тонн нефти, которые пройдут транзитом в Европу, и экспортную пошлину за эти объемы от российских компаний до 2024 года будет получат Минск — $ 546 млн. в год. А российский бюджет их не досчитается», — говорит Игорь Юшков. Выгода «Газпрома», по мнению эксперта, состоит в том, что он получил долги за газ и не изменил контрактную цену, не дав повода Украине для аргументов в Стокгольмском арбитражном суде. 

«Если мы говорим о выплате долга за газ „Газпрому“, то сейчас Белоруссия может получить отсрочку по выплате текущих внешних долгов перед Россией, которые составляют примерно туже сумму — $ 750−800 млн. И Россия получила бы их в любом случае», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. Кроме того, по его словам, Минск обратился за новым кредитом в $ 1 млрд. из Евразийского фонда стабилизации и развития. «И эта нагрузка также во многом ляжет на российский бюджет», — считает Игорь Юшков.

Снятие с Белоруссии обязательств по продаже определенного объема нефтепродуктов России эксперт не считает победой Минска, так как в России сейчас существует их профицит. В прошлом году российские компании сами поставили в Белоруссию 1,68 млн. тонн нефтепродуктов. «Но так как формально в прошлом году Минск обязан был продать 1 млн. тонн в Россию, а поставил лишь 268 тыс. тонн, то это стало аргументом в споре», — говорит Игорь Юшков.

В белорусских СМИ заявили, что перенаправление нефтепродуктов принесет стране дополнительные $ 150 млн. Cейчас самым выгодным рынком нефтепродуктов для Белоруссии является даже не Европа, а Украина. «Разница между ценой продажи в Россию и Украину составляет более 30 долларов за тонну», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. И только в прошлом году Минск нарастил продажи бензина и дизельного топлива на Украину почти в полтора раза — до 4,3 млн. тонн.

Москва, пойдя на уступки Минску, получит политические выгоды, считает эксперт. «Продолжатся интеграционные процессы. Заметьте, Александр Лукашенко три месяца тянул с подписанием Таможенного кодекса ЕврАзЭС, от которого выиграет именно Белоруссия. А сразу после урегулирования спора подписал», — замечает Игорь Юшков. Эксперт предполагает, что после протестов в Минске президент Белоруссии сумел убедить Владимира Путина в том, что социальная ситуация в стране становится напряженной и, чтобы не было повторения украинского «майдана», Россия должна пойти на встречу.

Источник: EADaily, 14.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики