Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Антрацитовый тупик: Украину охватывает «энергокризис века»

Антрацитовый тупик: Украину охватывает «энергокризис века»

Остановка пятой по счету Славянской ТЭС на Украине из-за острой нехватки угля марки «А» говорит о том, что Украина уже столкнулась с энергокризисом, преодолеть который будет очень непросто. Такое мнение для ФБА «Экономика сегодня» озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«В тот момент, когда Киев отказался покупать антрацитовый уголь у России и сознательно перекрыл поставки с Донбасса, сегодняшняя ситуация была предсказуема. Однако совершенно не ясно, как украинские власти собираются из нее выходить. Единственным возможным источником импорта дефицитного топлива стало дальнее зарубежье — США, Австралия или ЮАР. Польша не решит антрацитовой проблемы — единственное месторождение в этой стране уже едва покрывает потребность маленькой приграничной ТЭС на Украине. При этом уголь из РФ или Донбасса обходился бы Киеву существенно дешевле, нежели из стран, где его возможно заказать», — отмечает специалист.

Ранее на официальном сайте Министерства энергетики и угольной промышленности Украины появилось сообщение, что из-за нехватки донбасского угля остановлена ещё одна теплоэлектростанция — антрацитовая Славянская ТЭС в городе Николаевка. Неделей ранее по той же причине были остановлены Змиевская ТЭС в Харьковской области, Приднепровская ТЭС в городе Днепре, Криворожская ТЭС в Днепропетровской области, а также самая мощная электростанция в Киевской области — Трипольская. 

Всего на Украине действуют 14 ТЭС, которые наряду с АЭС являются основными производителями электроэнергии в стране, семь из них работают на дефицитном антраците, остальные — на газовом угле. Полноценную работу продолжает работу только Луганская ТЭС в городе Счастье, она не входит в объединенную энергосистему страны, а входит в состав частной энергогенерирующей компании.

«Проблема в том, что покрыть нехватку электроэнергии, возникшую из-за остановки ТЭС, особо нечем. Атомные электростанции перегружать нельзя — они работают с советских времен, а полноценного ремонта в последние годы не было. Кроме того, топливо для них придется заказывать у той же „страны-агрессора“ России, а это для Киева политический провал. Возможно, частично перекрыть потерянные мощности можно было бы за счет газовой генерации, но именно из-за нехватки „голубого топлива“ страна старалась перейти на электроэнергию ТЭС, а газовые мощности оставить на сезон холодов», — подчеркивает специалист.

Ни реформ, ни угля, ни денег

Введенная 17 февраля украинским правительством чрезвычайная ситуация в энергетике 12 апреля была продлена до середины мая. Этот режим подразумевает управление всем территориальным энергетическим комплексом, а главным образом — тепловыми электростанциями, в ручном режиме. Приоритет переключается на атомные электростанции, что, по мнению экспертов, опасно для АЭС страны. При этом украинский кабмин не исключает возможность веерных отключений электроэнергии в стране.

«Отопительный сезон на Украине официально закончился 1 апреля, и теплое время года страна прожить сможет без особых проблем. Потребление горячей воды населению можно ограничить, веерные отключения тоже не вызовут столь бурной реакции населения, как это было бы зимой. Однако новый отопительный сезон не за горами, и в принципе не ясно, как Украина сможет его преодолеть.

Дело в том, что даже в сравнении с 2016 годом цена на газ в Европе существенно выросла, ибо зависит она от цены на нефть. Если в 2015-м году нефть стоила 28 долларов за баррель, то сейчас около $55. Соответственно и газ раньше Украина покупала по 200 долларов за тысячу кубометров, сейчас дешевле 240 предложений уже нет. Единственные источники, где страна может взять деньги на уголь и газ — кредиты Евросоюза, Всемирного Банка и МВФ.

При этом на масштабные реформы в энергосекторе, о которых громко заявлял Киев, тоже нет денег. Перевод генерации на солнечную или ветровую энергию — процесс очень дорогостоящий и требует многолетней системной работы. В Киеве же экономическая логика отсутствует в угоду политической, а финансы крайне ограничены. В этой ситуации украинское руководство может лишь заявить, что наступающий энергокризис и очередной виток роста цен на свет и тепло — цена независимости от России и Донбасса, а населению в очередной раз предложит потерпеть. Стратегия по преодолению кризиса в действиях Киева пока не просматривается вовсе», — заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 18.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики