Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа заплатит за трубу «Газпрома»

Европа заплатит за трубу «Газпрома»

Пять европейских компаний обеспечат 50% финансирования «Северного потока – 2»

Пять европейских компаний предоставят €4,75 млрд на реализацию газопроводного проекта «Северный поток – 2», по $950 млн каждая. При этом единственным акционером проектной компании Nord Stream 2 AG останется «Газпром». По словам экспертов, инвесторы ничем не рискуют — эти деньги вернутся к ним при любом развитии событий.

Западные партнеры «Газпрома» обеспечат 50% финансирования газопроводного проекта «Северный поток – 2». Об этом российский газовый холдинг сообщил в понедельник. Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта, на 100% принадлежит «Газпрому») подписала с французской Engie, австрийской OMV, британо-нидерландской Royal Dutch Shell и германскими Uniper и Wintershall соглашение, по которому каждая из зарубежных компаний вложит в «Северный поток – 2» (СП-2) €950 млн на условиях долгосрочного финансирования.

Общая сумма иностранных инвестиций — €4,75 млрд, половина предполагаемой стоимости СП-2. При этом единственным акционером NS 2 AG останется «Газпром».

Кто предоставит оставшуюся сумму, не сообщается. В «Газпроме» вопрос переадресовали в Nord Stream 2 AG, представитель компании-оператора на запрос о комментарии не ответил.

«Северный поток – 2» — газовая труба мощностью 55 млрд куб. м в год, которая должна быть проложена через Балтийское море до побережья Германии параллельно уже действующему газопроводу «Северный поток – 1» аналогичной мощности. 

СП-2 в первую очередь нужен для снижения зависимости от транзита российского газа через украинскую территорию. Как ранее заявлял Киев, активно выступающий против проекта, его запуск лишит Украину около $2 млрд транзитных доходов в год.

Алексей Гривач, заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности, поясняет, что в реальности европейские партнеры «Газпрома» предоставят не 50% финансирования, а лишь 15%. Еще 15% от общей суммы предоставит российский холдинг.

«Остальные средства — это гарантии под планирующееся привлечение проектного финансирования, которое должно составить 70% от €9,5 млрд», — говорит Гривач.

По словам эксперта, если бы иностранные компании были акционерами NS 2 AG, они бы в дальнейшем получали компенсацию своих вложений через дивиденды, а так получат ее как кредиторы.

Первоначально пять европейских компаний должны были стать акционерами, и в сентябре 2015 года было подписано акционерное соглашение, по которому «Газпром» получал 51% проекта, Engie — 9%, остальные участники — по 10%.

Но против такой модели выступило антимонопольное ведомство Польши, заявив, что сделка может нести угрозу польским потребителям. Партнеры по СП-2 отказались от создания совместного предприятия, но не от проекта.

«Участие в капитале не является единственным способом защиты собственных инвестиций и тем более формой участия в проекте для партнеров «Газпрома», — отмечает юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ващилко. — Один из возможных вариантов участия — привлечение финансирования через эмиссию долговых обязательств с последующей конвертацией их в акции предприятия NS 2 AG. 

То есть де-юре единственным акционером будет «Газпром», но со временем статус совместного предприятия будет возвращен», — поясняет Ващилко.

С «Северным потоком – 2» связаны определенные риски, вызванные неприятием проекта несколькими странами ЕС и, опять-таки, Украиной.

Противники СП-2 считают, что новый газопровод угрожает энергетической безопасности Европы и противоречит стратегии, предполагающей диверсификацию поставок энергоресурсов и снижение зависимости от «Газпрома».

Основные опасения вызваны возможностью запрета со стороны Еврокомиссии на прокладку дополнительной сухопутной инфраструктуры, необходимой для полноценной работы второго «Северного потока».

Аналогичные проблемы, кстати, существуют у СП-1, которому европейская администрация то разрешает использовать дополнительные мощности газопровода OPAL (сухопутное продолжение первого «Северного потока»), то снова запрещает.

«В любом случае, западные партнеры ничем не рискуют, — говорит глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — Проект настолько политически важен для Кремля, что отсутствие газопроводов для приема дополнительного объема российского газа на территории Германии не имеет значения». 

Зарубежные партнеры, по словам эксперта, получают гарантии на возвращение всех затрат при любом развитии событий. 

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 24.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики