Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «В ближайшие полгода мы увидим исход борьбы за «Северный поток-2»

И. Юшков: «В ближайшие полгода мы увидим исход борьбы за «Северный поток-2»

Соглашение между «Газпромом» и европейскими компаниями о совместном финансировании «Северного потока-2» - это большой шаг вперед. Теперь понятно, что европейцы берут на себя часть обязательств по реализации проекта. Они документально закрепляют свои обещания финансировать этот проект. Им не дали создать совместное предприятие – Польша заблокировала это решение.

Другие европейские страны также могут не отказаться от попыток воспрепятствовать этому проекту. Северные страны должны выдать свое заключение, в том числе Дания. Она дает сигналы Брюсселю и Вашингтону о том, чтобы они дали свое видение этого проекта. Предполагается внести изменения в свое законодательство с целью запретить этот проект. Сейчас датское законодательство не позволяет запретить прокладку данного трубопровода, только в случае если он угрожает экологической обстановке. Изменения подразумевают разрешение на запрет по политическим, военным основаниям.

Пока что ни Брюссель, ни Вашингтон на эту инициативу не ответили. Они ждут. Еврокомиссия не препятствует реализации этого проекта. Только отдельные страны препятствуют – прибалтийские государства, Польша, которая традиционно препятствует российским проектам, хотя никакой угрозы «Северный поток-2» для них не несет. Тем более эти страны не поставляют газ в Европу – мы не отбираем их хлеб.

Что касается иска к полной нагрузке ответвления от «Северного потока–1» – газопровода «Опал», то это попытка подорвать реализацию «Северного потока–2». Этому проекту препятствуют опять же Польша, Литва и Украина. У всех претензии разные. Польша говорит, что этот проект увеличит зависимость Евросоюза от российского газа. По этому газопроводу якобы должен пойти некий новый газ и т.д. Украина присоединяется к этому иску, но при этом предлагает совершенно противоположную аргументацию – потому что те же самые объемы, которые есть сейчас, пойдут не через Украину, а через другие страны. То есть если разрешить загрузку «Опала» и строительство «Северного потока–2», то Украина лишится транзита российского газа. Это абсолютно противоположная аргументация, чем у Польши. У кого-то политический интерес, у кого-то и политический, и экономический, как у Украины, которая вроде бы и против сотрудничества с Россией, но хочет сохранить транзит ее газа по своей территории.

Поэтому соглашение о финансировании «Северного потока – 2» - важный шаг со стороны Евросоюза. Но проблема раскола в Европе остается. Бизнес выступает за сотрудничество с Россией, за укрепление энергетической безопасности, в том числе от транзитеров. Но есть политические силы, которые выступают против сотрудничества с Россией. Кто победит, до конца неизвестно. В ближайшие полгода мы увидим исход этой борьбы. 2018-2019 годы – это даты активного строительства «Северного потока–2». Поэтому к сентябрю-октябрю должны быть выданы разрешения на строительство. Пока тенденция складывается в пользу «Газпрома». Мы видим, что Еврокомиссия пошла навстречу компании в вопросе антимонопольного иска. Она же изначально разрешила загрузку газопровода «Опал» на 100%. Только по решению Польши это было блокировано. Таким образом, в Европе блок сотрудничества с Россией укрепляет свои позиции.

Тем не менее, остаются риски для проекта, исходящие от США. Если они опять начнут давить на европейские страны, это разрушит наше сотрудничество с ними, как и в случае с «Южным потоком», когда болгары в последний момент отказались от участия в проекте. То же самое может произойти с Данией, к примеру.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Politcom.Ru, 26.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики