Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Африканское лобби: решение суда ЮАР не станет приговором проектам «Росатома»

Африканское лобби: решение суда ЮАР не станет приговором проектам «Росатома»

Решение суда ЮАР, аннулировавшее соглашение с Россией о строительстве АЭС‍ в Южноафриканской республике, было ожидаемо и не является истиной в последней инстанции. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

"В любой стране существует лобби, пытающееся блокировать те или иные проекты в угоду собственным интересам и прибыли, атомная энергетика – не исключение. Какие-то компании блокируют начинания ради своих подрядчиков – это нормальный процесс современного мира. Тем более, что альтернативные атому ископаемые источники энергии на современном рынке имеют столь низкую цену, что вкладываться в строительство дорогостоящих АЭС часто не целесообразно. Как известно, от совместного с РФ проекта уже отказался Вьетнам, есть основания предполагать, что этот маневр может повторить Египет. "Росатому" в ближайшем будущем придется пересматривать приоритеты на современном энергетическом рынке", - отмечает эксперт.

Сегодня стало известно, что Высокий суд провинции Западный Кейп в ЮАР постановил, что соглашение 2014 года между министерством энергетики страны и госкорпорацией "Росатом", предусматривающим строительство восьми атомных реакторов в ЮАР, является "незаконным и должно быть аннулировано". Соглашение предусматривает стратегическое партнерство для развития атомного энергопромышленного комплекса ЮАР. В нем речь идет не только о возведении АЭС, а в целом о развитии разных областей ядерной энергетики, включая строительство многоцелевого исследовательского реактора по российской технологии, обучение южноафриканских специалистов в российских вузах, ядерную медицину. 

"Сегодня гораздо более выгодно строить тепловые электростанции, работающие на угле и газе, и в "Росатоме" должны быть к этому готовы. Более того, другие проекты российской корпорации с ЮАР никто не отменял – она поставляет африканской стране гидроэлектростанции, способные работать в небольших водоемах. В целом же компания РФ может обратиться в БРИКС – к этому альянсу ЮАР присоединилась еще в 2011-м году. Если объединение сможет отстоять интересы российского инвестора, это докажет действенность организации и ее структур", - подчеркивает специалист.

Атом, он и в Африке атом

Председатель совета директоров Корпорации ЮАР по ядерной энергии Келвин Кемм сообщил, что не видит значительных последствий решения суда для проекта атомной АЭС в стране. По его словам, претензии по иску выражались в том, что "Росатому" предоставлялись исключительные условия в тендере на строительство, но это не так. В тендере на возведение АЭС общей мощностью 9,6 ГВт, который намерен выиграть "Росатом", также принимают участие поставщики атомных технологий еще трех стран - Китая, Франции, Южной Кореи. Примечательно, что решение суда по иску оппозиции страны появилось за два дня до окончания срока предоставления ответов на запрос на тендерную информацию о строительстве АЭС. Кемм назвал случившееся "попыткой антиядерного лобби похоронить проект" и заявил, что страна продолжает работать "с заинтересованными российскими организациями".

"Политическая подоплека в масштабных государственных проектах присутствует почти всегда - другой вопрос, как ее преодолеть. Насколько известно, у "Росатома" нет серьезного лобби в высших органах власти ЮАР, а значит, российская корпорация может рассчитывать на победу в спорах в рамках БРИКС или в международных судах. В любом случае, за столь масштабный проект побороться стоит.

Однако корпорации все же следует пересмотреть свои стратегические цели на мировых рынках в нынешних реалиях. К примеру, необходимость в АЭС сейчас может возникнуть в странах Юго-Восточной Азии, население которых растет достаточно быстро и требуется серьезный запас энергомощностей на ближайшие полвека. Потерянные проекты "Росатому" придется замещать другими, а со столь низкой ценой на газ и уголь конкурировать сложно. При этом тенденций, что цена ископаемого на мировых рынках начнет расти, пока не прослеживается", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 26.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики