Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегаз берет реванш у Минфина: госкомпании могут выплатить меньше дивидендов, чем хочет кабмин

Нефтегаз берет реванш у Минфина: госкомпании могут выплатить меньше дивидендов, чем хочет кабмин

Премьер Дмитрий Медведев поручил направить на выплату дивидендов 50% от годовой прибыли госкомпаний по международным стандартам финансовой отчетности. Аналогичную директиву кабмин давал год назад, тогда речь шла о прибыли по РСБУ или МФСО, но компании обязаны были сделать выбор в пользу большей суммы. Позднее из правила сделали исключения для крупнейших игроков нефтегазового сектора, на которых приходится львиная доля дивидендов. Новое поручение кабмин выпустил уже после заседаний советов директоров ряда госкомпаний, где прозвучали рекомендации о выплате дивидендов ниже указанной планки. Эксперты Накануне.RU не исключают, что нефтегаз и в этот раз добьется преференций — сектор берет реванш у Минфина за увеличение налоговой нагрузки. 

Решение правительством принято «в целях мобилизации доходов федерального бюджета» и касается всех обществ, акции которых находятся в федеральной собственности (в том числе в инфраструктурных компаний, компаний нефтегазового и оборонно-промышленного комплекса). Накануне публикации поручения первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что меру одобрил президент России Владимир Путин, при этом некоторые компании могут рассчитывать на понижение планки.

«Предложения такие, что максимально с кого можно взять — взять 50%. А там, где это сделать невозможно, для этого должны быть веские причины, и это должна быть сложная процедура принятия такого решения», — сказал Шувалов журналистам.

На сайте Правительства не говорится о каких-либо исключениях, но нефтегазовые компании на них рассчитывают. Напомним, что камбин уже в прошлом году увеличил норму прибыли для дивидендов с 25% до 50%. Речь шла обо всех компаниях, но по итогам «Газпром» выплатил акционерам 50% от прибыли по РСБУ, она составила 175,2 млрд руб. При этом, прибыль компании по МСФО — 787 млрд руб. «Роснефть» направила на дивиденды 124,5 млрд руб., что составило порядка 35% по МСФО. «Транснефть» по объективным причинам не смогла выполнить условия кабмина и выплатила 12,8 млрд руб. — это 100% от прибыли по РСБУ и 9% — по МСФО.

Совет директоров «Роснефти» рекомендовал по итогам 2016 г. вновь направить на дивиденды 35% от прибыли по МСФО. При этом за счет вхождения в капитал новых инвесторов доля государства снизилась и «Роснефтегаз» получит порядка 31,7 млрд руб. Совет директоров «Газпрома» рекомендовал направить 24% прибыли по МСФО на дивиденды. Нельзя сказать, что компании обходят решение Правительства, так как норма выплат всегда согласуется с кабмином, отмечает директор фонда энергетической безопасности Сергей Пикин.

«Представители Правительства на собрании акционеров голосуют за директиву о норме выплат дивидендов, это некая договоренность с кабмином. Нефтегазовые компании упирают на то, что у них большие инвестиционные программы и дивиденды они должны направлять, в первую очередь, на их реализацию, а не акционерам. Если правительство соглашается с этими доводами, значит, видит их объективными. Против жесткой директивы госкомпании не смогли бы пойти», — поделился своим мнением с Накануне.RU Пикин.

Инвестпрограмма «Газпрома» достигает 1 трлн руб., «Транснефть» так же реализует большие проекты по расширению ВСТО и строительству трубопровода на Дальнем Востоке. Сомневаться в объективности тех или иных затрат госкомпаний можно, но нельзя поспорить с ростом налоговой нагрузки на сектор, замечает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Для нефтегаза проблема особенно актуальна из-за последствий «налогового маневра». Даже когда речь идет о снижении фискальной нагрузки, как в случае с введением налога на дополнительный доход, выпадающие доходы предложено компенсировать за счет других компаний. Поэтому сектор пытается взять реванш у Минфина, когда дело доходит до дивидендов.

«Когда речь идет о налогах, в нефтегазовом секторе госкомпании страдают иногда даже больше частных компаний. Если мы возьмем ставку налога на 1 тыс. кубометров газа, то для „Газпрома“, как для монопольного экспортера, она будет выше, чем для независимого производителя. В нефтяной индустрии повышены налоги с переработки. Добыча сконцентрирована в руках нескольких компаний и когда мы говорим о диалоге Минфина с госсектором, мы говорим о диалоге со всей отраслью, поэтому вопрос выплаты дивидендов напрямую связан с фискальной нагрузкой на нефтегазовые компании. И они справедливо возмущаются, что после того, как заплатили дополнительные налоги вынуждены отдавать акционерам повышенную норму прибыли. Дивидендная политика должна быть увязана с разумной налоговой политикой», — отметил в беседе с Накануне.RU Симонов.

Успешность торга нефтегаза с Минфином по вопросу дивидендов зависит от исполнения бюджета текущего года, отмечают эксперты. Если цены на нефть останутся высокими и доходная часть бюджета будет формироваться по плану, Правительство вновь уступит. Советы директоров лишь дают рекомендацию, но не принимают решений, акционеры компаний соберутся в июне, рассказал Накануне.RU аналитик ФИНАМа Тимур Нигматуллин. По его мнению, на собраниях акционеров дивиденды могут поднять до нормы, установленной Правительством:

«Выгодоприобретателями от повышения нормы выплат станет не только Минфин, но и миноритарные акционеры. Госкомпании в России из-за не совсем прозрачной системы принятия решений оцениваются рынком очень дешево и объявление высоких дивидендов — это шанс акционеров монетизировать владение акциями компаний. Мы видим, что широкий перечень госкомпаний на новостях об установлении высокой планки дивидендных выплат подорожали».

Поблажки для нефтегазового сектора дискредитируют саму идею повышения нормы прибыли ради пополнения казны, ведь на компании ТЭКа приходится львиная доля дохода.

«Когда сначала принимается решение о том, что все платят 50%, а потом из списка исключают „Газпром“, „Роснефть“, „Транснефть“ и кого-то еще — получается какая-то глупость с управленческой точки зрения. Но связана она с тем, что на одном поле — налоговом, компании переиграл Минфин, сейчас проигравшая сторона берет реванш. Я противник исключений, хотя это типично российская история: „все равны, но есть тот, кто ровнее“. Однако, в нашей ситуации Минфин сам создал проблемы, проводя подобную налоговую политику», — отметил Константин Симонов.

Автор: Алена Ласкутова

Источник: Накануне.RU, 28.04.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики