Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Получилось мягко: ЕС берет поставки российского газа под контроль

Получилось мягко: ЕС берет поставки российского газа под контроль

Брюссель обяжет европейские компании сообщать об условиях крупных газовых контрактов регуляторам своих стран. Такое изменение в нормы ЕС по энергобезопасности согласовали Совет ЕС и Европарламент, сообщает пресс-служба Совета ЕС.

Всего в нормы планируют внести три дополнения. Первое — Еврокомиссия поддержит страны, в которых возможен газовый кризис, в подготовке обязательных планов по предотвращению его и действиям в чрезвычайной ситуации. Второе — если страна-член ЕС не может самостоятельно разрешить газовый кризис, она может рассчитывать на помощь европейских государств-поставщиков и выбрать лучший вариант. Третье — газовые компании обязаны будут предоставлять информацию о контрактах национальным регуляторам, если они обеспечивают более 28% годового потребления в стране. Частные компании должны будут лишь предоставлять детали документов. Однако, если регулятор сообщит о контракте в Еврокомиссию и та посчитает необходимым, то газовые компании обяжут раскрыть ключевые положения.

«Мы достигли значительного прогресса по укреплению энергобезопасности, что является главной целью создания Энергосоюза. Новые правила построены на принципах солидарности и взаимодействия между странами — членами ЕС. Европа становится лучше оснащена для противодействия будущим кризисам», — заявил, как передает агентство ТАСС, замглавы Еврокомиссии по делам Энергосоюза Марош Шефчович. Он ничего не сказал о контрактах на поставку российского газа в Европу, хотя, в первую очередь, новвоведения должны были установить контроль именно за ними. В прошлом году доля газа из России в потреблении ЕС превысила треть. Как считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, итоговый документ, который еще должен быть официально утвержден Советом Европы и Европарламентом, получился не такой жесткий, как предполагался ранее.

«Неужели вы думаете, что какие-то компании заключали крупные газовые контракты (а речь идет об уведомлении о заключении контракта, обеспечивающего свыше 28% годового потребления в конкретной стране) без ведома властей своей страны? Такие контракты у „Газпрома“ есть только с европейскими госкомпаниями или с компаниями со значительным государственным влиянием, — говорит эксперт. — Поэтому я не вижу больших проблем. Еврокомиссия добилась небольшой моральной компенсации, проиграв битву, где они хотели поставить под контроль заключение долгосрочных газовых контрактов».

Действительно, ранее в Брюсселе предлагали, чтобы детали газовых контрактов с поставщиками из третьих стран длительностью более года вне зависимости от объемов передавались не только национальным регуляторам, но и в Еврокомиссию. Речь шла и о цене на газ. И если в Брюсселе посчитали бы, что контракт нарушает европейское законодательство, то Еврокомиссия могла его оспорить. Более того, страны-члены ЕС хотели обязать готовить и вести переговоры по любым контрактам с третьими странами о купле-продаже газа и строительстве и управлении энергетической инфраструктурой только при участии Еврокомиссии.

Нынешние же дополнения, которые согласовали Совет ЕС и Европарламент, куда мягче.

Источник: EADaily, 28.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики