Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: От общего рынка газа ЕАЭС выиграют Белоруссия и Армения

Игорь Юшков: От общего рынка газа ЕАЭС выиграют Белоруссия и Армения

Консультативный комитет по нефти и газу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрил программу формирования общего рынка газа в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Что это значит для стран ЕАЭС, где лишь два государства — Россия и Казахстан — добывают собственный газ. Насколько экономики других стран ЕАЭС, Армении, Белоруссии и Кыргызстана, зависят от импортного «голубого топлива» и принесет ли им общий газовый рынок ЕАЭС снижение цен. Корреспондент EADaily побеседовал с ведущим экспертом российского Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и экспертом Финансового университета при правительстве России Игорем Юшковым.

— Что принесет общий рынок газа странам ЕАЭС? Лишь два государства союза добывают «голубое топливо».

— Действительно, страны подходят к началу интеграции газовых рынков в различном состоянии. Только Россия и Казахстан являются экспортерами газа, другие страны ЕАЭС его импортируют. И проект интеграции газовых рынков экономически не очень-то и выгоден России. В рамках создания единого рынка предполагается унифицировать тарифы на газ, а также создать систему свободного перетока газа между странами. В настоящее время же, например, цены на газ в Белоруссии и Армении выше, чем в России. И наибольшую выгоду получат Белоруссия, Армения и Кыргызстан, т. е. страны-импортеры газа. Но так как выстраивание единого газового рынка является неотъемлемым, если не главным, элементом всего интеграционного проекта ЕАЭС, российское руководство готово идти на риски.

Казахстан в этой ситуации сможет даже выгодно разыграть собственную партию: экспортировать больше собственного газа в Китай, закупая российское сырье для внутреннего потребления. России это не выгодно, так как «Газпром» сам ведет переговоры о поставках западно-сибирского газа в КНР по западному маршруту. То есть в данном проекте Россия конкурирует с центрально-азиатскими экспортерами.

— Принесет ли общий рынок газа ЕАЭС снижение цен для стран-импортеров?

— Создание единого рынка газа, вероятно, приведет к снижению цен для Армении и Белоруссии. Альтернативным вариантом был бы рост цен на российском и казахском рынках, чтобы унифицировать тарифы. А пойти на стремительный рост цен на газ российские власти не могут, так как это приведет к социальной напряженности.

В чем еще выиграют страны-импортеры, так от усиления конкуренции между поставщиками. Единый рынок газа подразумевает свободный транзит газа между странами ЕАЭС. А это значит, например, что Белоруссия или Армения смогут закупать газ у Казахстана, а Россия обязана будет прокачать этот газ по своей территории до потребителя.

— Насколько страны ЕАЭС зависят от российского газа?

— Фактически, Армения и Белоруссия получают весь газ из России. В 2016 году Армения импортировала из России 1, 864 млрд. кубометров газа (367 млн. кубометров она получила из Ирана в обмен на электроэнергию — прим. ред.), а Белоруссия — 18,640 млрд. Кыргызстан получает узбекский газ, но поставляет его «Газпром». Сегодня эта центрально-азиатская страна потребляет очень мало газа — около 300 млн. кубометров, но «Газпром» рассчитывает нарастить объемы, так как стал собственником киргизской газотранспортной системы. 

— Что может помешать формированию общего рынка газа?

— Я уже сказал о том, что Казахстан может увеличить экспорт собственного газа, а для внутреннего рынка закупать российский. Поэтому странам нужно будет решить, как создавать единый рынок, чтобы им никто не злоупотреблял и не ущемлялись интересы отдельных членов ЕАЭС. Еще одна проблема — в странах ЕАЭС действуют разные правила регулирования газового рынка. В Белоруссии существует единая монополия и фактически ручное управление отраслью. Например, тарифы на газ устанавливает государство. В России тарифы также устанавливает государство, но есть и газовая биржа. Кроме того, если на российском внутреннем рынке существует жесткая конкуренция, ее ведут «Газпром», «Роснефть» и НОВАТЭК, то экспорт трубопроводами разрешен только «Газпрому». Поэтому в связи с формированием общего рынка газа возникает вопрос: будет ли поставка газа, например, из России в Белоруссию или Армению считаться экспортом или нет. Все эти моменты еще предстоит согласовать как между странами ЕАЭС, так и в самой России.

— Смягчит ли общий газовый рынок последствия энергетической блокады Армении со стороны Азербайджана и Турции?

— Для Армении важно сохранить рабочие отношения России и Грузии, через которую проходит транзитный газопровод. Еще один ключевой вопрос для Армении — цена на российский газ. Естественно, что при создании газового рынка Армении будет выгодно получать газ по более низкой цене.

— Сможет ли общий газовый рынок повлиять на формирование энергетического коридора Север-Юг (Иран-Армения-Грузия-Россия)?

— Я не совсем понимаю смысл данного коридора. Если мы говорим о газе, то Иран является конкурентом России на рынке «голубого топлива». Да, Армения и Грузия могут быть заинтересованы в получении газа из Ирана. Но только в том случае, если он будет дешевле российского. А этого явно не будет. Тегеран уже сейчас судится с рядом потребителей по вопросу цены. Иран не хочет продавать свое сырье дешево, так как ему нужны деньги на развитие газотранспортной системы (он закупает газ в Туркменистане, чтобы обеспечить северо-восточные районы страны), разработку месторождений, ведение военных действий в Сирии и Йемене и т. д.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян

Источник: EADaily, 28.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики