Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зальют ли США мир нефтью?

Зальют ли США мир нефтью?

Дональд Трамп в очередной раз возбудил нефтяную и не только общественность, подписав указ о снятии ограничений на поисковые и добычные работы на шельфовых нефтегазовых месторождениях. Речь идет о Мексиканском заливе, море Бофорта, Чукотском море, заливе Кука и Атлантическом океане. Это тут же вызвало бурю эмоций и в России. Основной лейтмотив — «скоро США заменят нас на мировом нефтяном рынке, зальют мир нефтью, а цены рухнут!».

Эту историю я слышу не в первый раз. Еще при Обаме США начали экспорт нефти, и это вызвало аналогичную реакцию: «Теперь нам конец». Однако не спешите посыпать голову пеплом.

Скажем, возьмем экспорт нефти из США. Да, США ведут экспортные поставки. Но сравните цифры добычи и потребления нефти в Штатах. И вы легко обнаружите, что превышение потребления над добычей в США сегодня составляет чуть менее 300 миллионов тонн. Цифра очень большая. Вообще-то это больше, чем годовой российский экспорт сырой нефти. Ну как при таком раскладе можно всерьез называть Штаты экспортером нефти? Экспорт связан с маржой переработчиков в США. Им бывает невыгодно перерабатывать сланцевую нефть, поэтому ее поставляют за рубеж, а более рентабельно брать нефть из Мексики и Канады. Отсюда и, казалось бы, странные нефтяные потоки из США в Мексику и назад — США поставляют в Мексику примерно 30 миллионов тонн, но при этом практически столько же у Мексики и покупают. Что касается Канады, то у нее чистый экспорт довольно приличный — более 115 миллионов тонн в год, что, конечно, является важным фактором повышения энергобезопасности Северной Америки. Но пока нефть США все же вынуждены завозить.

Однако успехи США в добыче отрицать было бы глупо. Только за годы правления Обамы добыча выросла почти в два раза. И эти, несмотря на сохранение статуса нетто-импортера, на рынок, естественно, влияют. Штаты сокращают импорт, и нефть с Ближнего Востока перетекает на другие рынки, в том числе на европейский. Однако пока мы не чувствуем проблем — наш экспорт все равно сильно растет, пусть прежде всего за счет восточного направления. Скажем, в первом квартале 2017 года года экспорт нефти из России в страны дальнего зарубежья увеличился на 3,9% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Паниковать явно рано.

Но можно ли предположить, что указ Трампа — это начало еще более мощной кампании по росту добычи нефти в США? В том-то и дело, что вряд ли. Причина простая. Это цена. Глубоководный шельф Мексиканского залива и Атлантика, но особенно арктический шельф моря Бофорта — это очень затратные штуки. По Арктике пока даже сложно оценить себестоимость добычи. В море Бофорта себестоимость добычи, скорее всего, будет никак не ниже 80-100 долларов. Да, технологии в перспективе позволят снизить цену. Но на начальном этапе никто из инвесторов не захочет нести убытки. Вспомните, когда выстрелили сланцы — когда нефть была за 100 долларов. Похожей была и себестоимость. И только потом она дошла до 45-55 долларов за бочку.

И тут сразу другой аргумент. Зачем добывать дорогую нефть на шельфе Аляски, если есть не столь дорогая по себестоимости сланцевая нефть? В этом плане российский министр природных ресурсов Донской все же погорячился, сказав, что указ Трампа — конец эпохи сланца. Ничего подобного. Как раз сланцевая добыча и будет расти, прогноз прироста по этому году — порядка 30-50 миллионов тонн.

Так что, если Трамп все же захочет сделать глубоководный и арктический шельф реальностью, для начала нужно поднять цену раза в полтора. Мы в принципе не будем сильно против. И только после этого начнется приток инвестиций в эти дорогущие проекты. Но не раньше. Так что время у нас есть.

Но в этом и кроется главный плюс энергетической политики Трампа для нас. Если он хочет нарастить добычу — сначала должен нарастить цену. Вот и все. При этом инструменты роста цен у Трампа есть. Уровень предложения — это на самом деле не самый важный фактор. Гораздо серьезнее объём денег, притекающий на рынок фьючерсов, и курс доллара. Иными словами, США легко могут влиять на цену при помощи финансового фактора.

Выходит, что Трамп может поднять цену, чтобы обеспечить приток денег в американские дорогостоящие проекты? Да, может, но для этого придется держать цены на нефть относительно высокими несколько лет, потому что шельфовые проекты требуют очень больших вливаний на начальном этапе, и при этом от первых инвестиций до первой нефти может пройти несколько лет — нужно строить буровые платформы и так далее. Поэтому я бы воспринимал указ Трампа не как руководство к действию, а как психологический сигнал о том, что он намерен и дальше делать ставку на углеводороды. Но за это нужно сказать ему только спасибо — ведь Трамп, по сути, продлевает жизнь нефти как товару, возвращая ей будущее, которое так хотят украсть сторонники зеленой энергетики.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: РЕН ТВ, 03.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики