Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ноу-хау Киева: «Газпром» платит $ 16 млрд — транзит газа дешевеет в 10 раз

Ноу-хау Киева: «Газпром» платит $ 16 млрд — транзит газа дешевеет в 10 раз

После того, как «Газпром» заплатит дополнительные $ 16 млрд, «Нафтогаз Украины» готов снизить тарифы на транзит газа в 10 раз. Коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко разъяснил свое двусмысленное заявление немецкому агентству dpa о том, что «Нафтогаз Украины» готов дать существенные скидки на транзит газа с 2020 года, когда истечет контракт с «Газпромом». Тогда было не совсем ясно, какая скидка имеется ввиду (10% или 90%) и почему ее делают.

«Не утихает обсуждение нашего комментария, что с 2020 года транзитные тарифы могут снизиться в 10 раз, — написал в Facebook Юрий Витренко. — Поэтому поясню. Тариф снизится после того, как „Газпром“ будет платить за транзит в 2016—2019 годах по новым тарифам, которые были установлены в Украине как следствие имплементации релевантного европейского законодательства. Отмечу, что и согласно нашему транзитному контракту с Газромом, транзитные тарифы должны быть приведены в соответствие с европейскими тарифами. Это означает, что на протяжении 2016−2019 года „Газпром“ будет платить за транзит по Украине приблизительно в 3 раза больше. За четыре года эта разница составит 16 млрд. дол.».

Повышенные тарифы коммерческий директор «Нафтогаза Украины» объясняет тем, что «Газпром» сам виноват — решил строить обходные газопроводы. Поэтому на Украине были вынуждены установить в 2016 году новые тарифы с учетом ускоренной амортизации газотранспортной системы. С одной стороны, систему тарификации «европеизировали»: вместо «почтового» тарифа, когда платится за расстояние, которое транспортировали газ, ввели систему «вход-выход» — на каждый выход и вход в магистральный газопровод на границе устанавливается своя цена. С другой стороны, плата за транзит выросла и втрое превышает ту, которая предусмотрена контрактом. Таким образом, по данным «Нафтогаза Украины», в прошлом году «Газпром» заплатил за транзит газа 2,3 млрд, а должен был $ 6,2 млрд. В российском холдинге тем временем отказываются признавать новые тарифы и платят по контрактным.

«К сожалению, Газпром отказывается выполнять условия транзитного контракта и пересматривать транзитные тарифы в соответствии с европейскими нормами. Также Газпром отказывается выполнять требования применимого законодательства. Поэтому, как это предусмотрено нашим контрактом, мы обратились в Стокгольмский арбитраж и в скором времени ожидаем соответствующее решение трибунала…», — написал в Facebook Юрий Витренко и добавил: «После того как „Газпром“ будет платить по новым тарифам в 2016—2019 годах, и если при этом будут забронированы 110 млрд. куб. м мощностей на долгосрочный период после 2019 года, то тарифы действительно снизятся в 10 раз. Таким образом, украинский маршрут будет гораздо дешевле „Северного потока-2“ — с того периода, когда „Северный Поток-2“ может начать работу». 

Если новая система ведения бизнеса может использоваться в качестве аргумента в Стокгольмском арбитраже, то объяснение ее никак не укладывается в европейские правила и не имеет никакого будущего, считают эксперты.

«В Европе нет таких принципов ценообразования, из-за которых так росла бы стоимость транзита, — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Так не работает ни одна компания в ЕС. В соседних Чехии и Словакии тарифы на транзит газа существенно ниже тех, которые в прошлом году установили в Украине».

Эксперт говорит, что для «Нафтогаза Украины» подобная методика имеет некий экономический смысл, так как «Газпром» собирается с 2020 года снизить транзит газа по территории Украины до минимума — до 15 млрд кубометров и это будет означать крах ГТС. «Однако она не соответствует реальности», — говорит эксперт.

Сегодня «Нафтогаз Украины» пытается «установить» новую «европейскую» тарификацию через Стокгольмский арбитражный суд. Ее введение является одним из исковых требований к «Газпрому». Однако, как считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий, у него это вряд ли получится. «Если по иску по поставкам газа есть еще какие-то шансы, то в успех дела по транзиту газа не верят и в Киеве», — говорит Дмитрий Марунич.

Как уже писало EADaily, Стокгольмский арбитражный суд может не принять решение по сути исков «Нафтогаза Украины» и «Газпрома», а только даст свою трактовку положений контрактов и предложит сторонам договориться между собой.

«С таким подходом же „Нафтогаз Украины“ лишний раз провоцирует „Газпром“ строить обходные газопроводы. И транзитных 110 млрд. кубометров, которые хочет „Нафтогаз Украины“, уж точно не будет», — заметил Дмитрий Марунич.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что фантазии «Нафтогаза Украины» не имеют ничего общего с реальностью. «На месте потенциальных инвесторов на Украине я бы еще лишний раз подумал о сотрудничестве после такого откровенного описания принципов работы и тарифообразования. Впрочем, они и так не особо торопятся», — заметил замдиректора ФНЭБ.

Источник: EADaily, 12.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики