Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Высокое давление: Еврокомиссии не удастся заболтать «Северный поток-2»

Высокое давление: Еврокомиссии не удастся заболтать «Северный поток-2»

Стремление Еврокомиссии (ЕК) обсудить с Россией правовые рамки для «Северного потока-2» и создать структуру специальных юридических правил говорит о желании Брюсселя затормозить проект. Такое мнение в интервью ФБА «Экономика сегодня» озвучил замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Сложившаяся сегодня ситуация выглядит достаточно иронично. В свое время, когда речь шла о реализации проекта „Южный поток“, Россия сама предложила структурам Евросоюза обсудить правовые условия строительства. Еврокомиссия тогда объявила, что этого не требуется — мол, у нас есть готовое законодательство, по которому и нужно работать. При этом ЕК шантажистскими методами вынудила Болгарию блокировать проект, в результате чего Москва от него отказалась.

А сегодня ЕК сама заявляет о создании специальных юридических норм для „Северного потока-2“, что не поддается логике. Такие заявления диктуются стремлением затормозить или вовсе сорвать проект. С одной стороны здесь замешаны конкуренты, которым не выгодно развитие энергетического рынка Европы. С другой мы видим политические причины — определенным странам Запада совсем не выгодно развитие российско-европейского энергетического партнерства», — отмечает эксперт.

Сегодня стало известно, что Еврокомиссия хочет получить право провести с Россией переговоры о создании юридических правил, которые будут применяться к газопроводу «Северный поток-2». Еврокомиссар Мигель Ариас Каньете и вице-президент ЕК Марош Шефчович сообщили об этом в обращении к министрам энергетики Дании и Швеции. При этом в компании Nord Stream 2 AG, отвечающей за создание трубопровода, считают переговоры и создание специального юридического свода нецелесообразным, так как законодательная база для этого и так ясна.

«На ЕК оказывается давление, и она, пытаясь с одной стороны его снизить, а с другой повлиять на газовый проект, ищет любые необоснованные причины и предъявляет „специальные требования“, чтобы вставить палки в колеса. При этом бизнес и даже влиятельные страны Европы заинтересованы в скорейшей реализации проекта. Консорциум крупнейших энергокомпаний Европы стал концессионером проекта — все понимают перспективы и необходимость его реализации. Находятся и противники, такие как Украина, которая с вводом „Северного потока-2“ рискует потерять немалые транзитные доходы», — рассказывает специалист.

Газопровод не упрется в политику

Проект «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с «Северным потоком». Наиболее заинтересованные участники проекта — Россия и Германия, как конечные точки трубопровода. Кроме того, территориальную юрисдикцию по участкам Балтийского моря, где пролягут трубы, имеют Дания, Швеция и Финляндия.

Еврокомиссия считает: регулирование в области внутреннего газового рынка ЕС применимо к любой наземной инфраструктуре, что же касается морских трубопроводов, то они не могут строиться и функционировать исключительно по законодательству третьей страны или в юридическом вакууме. В Nord Stream 2 AG отвечали: проект учитывает законодательство, в том числе, в области окружающей среды, всех причастных стран. И указывали на прецедент: новый газопровод пройдет параллельно уже действующему «Северному потоку-1», который был построен с соблюдением множества международных правил. Потому создание специальной правовой структуры для его «брата-близнеца» нецелесообразно.

"Дания, Швеция и Финляндия прямых выгод от строительства трубопровода не получают, но по закону должны дать свое разрешение. Существует ряд требований безопасности, в том числе в экологической сфере, которые должны быть соблюдены в реализации подобных проектов. Если это сделано, юридических оснований для отказа у этих государств не будет.

Все понимают, что проект Европе необходим — нужно развивать энергетический рынок. Кроме того, отсутствие стран-транзитеров на пути газа удешевляет его стоимость для конечного потребителя, что тоже в интересах Европы. Однако в процесс вмешивается международная политика, что не выгодно никому. Не думаю, что Еврокомиссии удастся сорвать или существенно затормозить строительство "Северного потока-2″, но попытки к этому, скорее всего, мы еще увидим", — заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 17.05.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики