Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему их тянет в Россию, несмотря на санкции: Eni забурится в Черном море

Почему их тянет в Россию, несмотря на санкции: Eni забурится в Черном море

На фоне санкций «Роснефть» и итальянская Eni начнут во второй половине лета бурение первой разведочной скважины в российском секторе Черного моря — на Западно-Черноморской площади у берегов Краснодарского края. Глава российской компании Игорь Сечин уточнил журналистам, что уже зафрахтована специальная поисково-разведочная платформа. По данным РБК, речь идет о полупогружной плавучей буровой устновке Scarabeo 9, предназначенной для работы в ультраглубоководных условиях. Она принадлежит другой итальянской компании Saipem, совладельцем которой является Eni.

По данным MarineTraffic, установка находится сейчас на Канарских островах и проходит ремонтные работы. В Eni не ответили на запрос EADaily. Однако в отчете Saipem за первый квартал 2017 года, опубликованном в начале мая, говорится, что компания завершает работы по модификации Scarabeo 9. Их оплатит клиент, и модернизация предназначена для того, чтобы полупогружная буровая установка смогла пройти под мостами в проливе Босфор (для этого буровую вышку делают съемной — прим. EADaily). После модификации Scarabeo 9 будет уже отбуксирована в Черное море, где по плану должна пробурить одну скважину, говорится в отчете. В контракте прописана возможность бурения и второй скважины, однако все будет зависеть от результатов первоначального поискового бурения, заметили в Saipem.

В итальянской компании также отметили, что работы будут проводиться по среднерыночной цене. По данным специализированного издания Offshore, сегодня она составляет для буровых установок класса Scarabeo 9 $ 272 тыс. в сутки. Источник РБК назвал похожую цифру — $ 300 тыс. По его словам, бурение одной скважины займет около полутора месяцев. Фрахт Scarabeo 9 для ее строительства обойдется, таким образом, итальянской Eni примерно в $ 15 млн. Общая стоимость скважины будет куда выше, так как в нее не включены трубы, необходимые растворы, обслуживание буровой установки судами-снабжения и прочие расходы. Ранее стоимость бурения глубоководной скважины в Черном море составляла около $ 100 млн. Хотя после падения цен на нефть снизились и ставки фрахта буровых установок — более чем вдвое.

По соглашению об освоении Западно-Черноморской площади с «Роснефтью», подписанном в 2012 году, итальянская компания полностью оплачивает геологоразведочные работы. В самом проекте итальянцы владеют 33%, остальное принадлежит «Роснефти». На Западно-Черноморской площади компании будут изучать участок Вал Шатского. По данным российской компании, всего площадь может содержать 1,36 млрд тонн условного топлива. Однако подтвердит их наличие только поисково-разведочное бурение.

 

Лицензионные участки «Роснефти» на шельфе южных морей. Фото: rosneft.ru.

 

Так как работы будут проводиться на глубинах свыше 150 метров, а в том районе Черного моря они составляют 600−2200 метров, то совместный проект «Роснефти» и Eni попадает под американские и европейские санкции.

«Но санкции Евросоюза не такие жесткие, как американские. Они предполагают получение спецразрешений на работы, включая шельф», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

В случае с Eni, «Роснефтью» и Saipem уполномоченные органы ЕС выдали разрешительные документы на финансирование и реализацию проекта. Осталось согласовать только работу буровой установки в Черном море, так как это подпадает под экспорт оборудования и услуг для освоения шельфа. Об этом со ссылкой на письмо вице-президента Роснефти Павла Федорова в Минэнерго сообщает РБК. По данным источника этого же агентства, часть разрешений уже получена. Тем не менее, накануне визита премьер-министра Италии Паоло Джентилони в Россию, который завершился вчера в Сочи, «Роснефть» попросила содействия российских и итальянских властей, чтобы не терять время. 

Еще одним вопросом может стать наличие на полупогружной буровой установке оборудования, произведенного в США или по американской лицензии. Если оно превышает 10% от общего количества, то работу Scarabeo 9 необходимо согласовать еще и в Министерстве торговли или Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC).

Впрочем, в ситуации с буровой установкой у «Роснефти» и Eni есть возможность для маневра. Если не получится зафрахтовать Scarabeo 9, за которую все равно уже придется заплатить определенные деньги, то есть возможность найти установку подобного класса в Китае. В прошлом году под поисковое бурение в совместном проекте с норвежской Statoil российская компания зафрахтовала ее в China Oilfield Services Limited (COSL). При этом китайцы сегодня являются одними из основных производителей морских буровых установок с одной оговоркой: оборудование и программное обеспечения для них частично все равно поставляется западными компаниями.

Игорь Юшков считает, что освоение Черного моря в отличие от Арктики, где Eni и «Роснефть» также имеют совместный проект, может быть выгодно даже в условиях низких цен на нефть. Одной из привлекательных сторон работы в Черном море является, например, развитость и близость транспортной инфраструктуры и удобное географическое расположение по отношению к Европе.

«Но, скорее всего, итальянцы, таким образом, еще и прощупывают санкционные настроения властей ЕС. Они видят, что уже и Еврокомиссия согласна на мирное разрешение антимонопольного расследования деятельности „Газпрома“, и общая риторика стала мягче», — говорит эксперт. По его словам, стремление Eni продолжать сотрудничество с «Россией» надо рассматривать в комплексе, так как у двух компаний немало и других проектов. Например, освоение гигантского месторождения Зор на шельфе Египта. В этом проекте «Роснефть» выкупила 35% и принесла с собой значительные инвестиции. «Еще — открытие месторождения позволит итальянской компании записать его себе в актив. А увеличение ресурсной базы улучшит аудиторские заключения и, соответственно, положение на рынке, в том числе кредитования», — говорит Игорь Юшков.

Ранее возобновить проект на Туапсинском прогибе в Черном море с «Роснефтью» пыталась и американская Exxon Mobil, однако Вашингтон не выдал соответствующего разрешения. Французская Total и британская BP при этом также, как и Eni, продолжают сотрудничество с российскими компаниями. Например, Total продолжает участвовать в проекте «Ямал СПГ» Новатэка. Активность европейских компаний и относительная мягкость санкций ЕС уже дали повод американским СМИ заявить, что европейские компании используют ситуацию в свою пользу, а американские теряют.

«Россия продолжает оставаться одним из самых привлекательных нефтегазовых рынков. Здесь есть политическая стабильность, а себестоимость добычи нефти и газа достаточно низкие, — говорит Игорь Юшков. — Основной альтернативой для нефтегазовых компаний при этом могут быть удаленные от континента глубоководные регионы с высокой себестоимостью. Или страны с нестабильной политической ситуацией. Например, Ливия или Алжир».​

Источник: EADAily, 18.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики