Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россию и Белоруссию ждёт новая «братская» война за нефтегаз

Россию и Белоруссию ждёт новая «братская» война за нефтегаз

Белоруссия за 20 с лишним лет "независимости" так и не захотела стать независимой от России в экономическом плане. А зачем? Выгодные цены на нефтегаз, "братские" условия по кредитам, возможность время от времени попросить ещё больше льгот... Именно последним пунктом Белоруссия и занималась почти год, пока месяц назад не получила от России согласие по ряду своих требований. Вот только "перемирие" между странами может оказаться краткосрочным...

Почти месяц назад Россия и Белоруссия смогли уладить затянувшийся почти на год экономический конфликт. Минск, как и хотел, получил от Москвы обещание снизить цены на газ и освобождение от обязательств по поставкам бензина на российский рынок, а вдобавок к ним — возможность взять новый кредит на $1,6 млрд.

Но вот Россия, кроме недоплаченных за газ денег и согласия "братьев-партнёров" подписать Таможенный кодекс ЕАЭС, не получила по факту ничего. Разговоры о размещении военной авиабазы в Бобруйске, равно как и о гарантии невозникновения новых энергетических претензий от белорусской стороны, так разговорами и остались. Это не осталось незамеченным в Европе, в частности — в крупнейшем "мозговом танке" ЕС Центре восточноевропейских исследований (OSW). Он, к слову, на 100% финансируется из польского госбюджета.

— На практике многие вопросы остаются неясными, что оставляет место для дальнейших конфликтов, — пишут в своём докладе аналитики OSW. — В то время как России пришлось свести все разговоры о военной базе на нет, Беларусь тоже не осталась довольна заключёнными договорённостями: стоимость газа для неё оказалась выше, чем того просил Минск.

Не обрадовало белорусов и освобождение от обязательств по поставкам в Россию бензина. Как замечают в OWS, это принесло Минску новые ограничения — соглашение, по которому страну ограничили переработкой лишь части российской нефти, оставило местные НПЗ незагруженными. В то же время стоимость российского сырья с 2014 года заметно выросла — из-за так называемого налогового манёвра. По расчётам поляков, рост стоимости чёрного золота перекрывает выгоду от неуплаты белорусами таможенных пошлин при импорте нефти (эти пошлины по договору с Россией зачисляются в бюджет Белоруссии).

— Москва пытается оптимизировать затраты на субсидирование белорусской экономики, объём поддержки в последние годы неуклонно снижается. Тем не менее субсидирование Минска было и остаётся для Кремля главным средством усиления политического влияния, — пишут аналитики.

Энергетика является одним из ключевых аспектов отношений двух стран, Белоруссия практически полностью зависит от поставок нефти и газа из России (90% в белорусском потреблении). Льготные цены на сырьё Минску необходимы, по мнению поляков, "для поддержания устаревшей модели экономической и социальной стабильности". 

— Таким образом, мы ожидаем, что соглашение не будет иметь длительный характер, тем более что оно не решает все расхождения. Нельзя исключить новые политические кризисы, последствия которых могут уже быть гораздо более серьёзными для Беларуси, — считают в OSW. 

Ещё при заключении соглашений обе стороны понимали: они скорее временные и ориентированы в первую очередь на сбалансирование белорусского бюджета, соглашается с OSW ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Российская сторона оказывается заложницей соглашений. К примеру, установление единых цен на газовых рынках двух стран означает допуск к Белоруссии и российских независимых производителей газа. А это даже в России вопрос спорный, — замечает эксперт. — В то же время белорусы, уже наученные опытом, понимают: стоит им спровоцировать новый конфликт, Россия сразу же пойдёт им на уступки.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 19.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики