Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запретить и конфисковать

Запретить и конфисковать

Минэнерго Украины требует конфискации угля из Донбасса

Несмотря на чрезвычайное положение в энергетике, возникшее из-за нехватки угля, Киев заявляет о намерении конфисковать уголь, незаконно поступающий с Донбасса. Законные поставки донбасского угля Украина уже запретила, теперь она собирается законодательно запретить и импорт из России, так как опасается, что РФ может продать ей все тот же донбасский уголь. Альтернативой должны стать поставки из Казахстана и США.

Украина намерена конфисковать уголь, ввозимый с Донбасса. С такой просьбой обратился глава украинского минэнерго Игорь Насалик к фискальной службе и энергетической таможне. Об этом министр сообщил в пятницу в ходе «часа вопросов к правительству». 

О том, что президент Украины Петр Порошенко предлагает начать конфискацию донбасского угля, сообщалось еще в марте.

При этом поставки угля с Донбасса были заблокированы именно украинской стороной, точнее — украинскими радикалами. Из-за этого правительство Украины было вынуждено ввести чрезвычайное положение на рынке электроэнергии.

Как раз в пятницу Игорь Насалик заявил, что чрезвычайное положение, введенное в середине февраля, будет продлено до середины сентября. При этом всего неделю назад его продлевали на месяц. Ранее сообщалось, что чрезвычайное положение может затянуться до конца года.

По словам украинского министра, отсрочка до осени позволит «полностью закупить уголь антрацитовой группы» (то есть энергетический. – «Газета.Ru»). Сейчас этот уголь на Украине практически не используется: Насалик отметил, что потребление антрацита сократилось с 22–25 тыс. до 3,5–4 тыс. тонн.

«Схема с конфискацией может пройти не более одного раза — больше просто никто ничего поставлять не будет», — комментирует глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов отмечает, что конфисковать уголь, находящийся в частной собственности, согласно конституции Украины, можно лишь по решению суда. «Это не значит, что суд может принять решение в отношении всех поставок с востока страны и, прикрываясь данным решением, можно будет без компенсации стоимости отчуждаемого имущества переводить в пользу государства любые грузы», — говорит юрист. 

Решение суд выносит в отношении конкретного объекта имущества, принадлежащего конкретному собственнику, то есть каждую изымаемую в пользу государства партию придется проводить через суд. «А это колоссальные временные и административные затраты, более того, судам придется еще как-то обосновывать свои решения, апеллируя к законодательству», — отмечает Куликов.

Но не очень понятно, что именно собирается конфисковать Украина. Единственный коридор, помимо перекрытого украинскими радикалами, по которому уголь с Донбасса может попасть на Украину, — через Россию. Но Киев намерен отказаться и от российских поставок — как раз по этой причине.

Еще в начале марта глава украинского минэнерго предлагал законодательно запретить ввоз угля из России (РФ — один из основных поставщиков этого энергоносителя на Украину), так как это, по его словам, «тот же донбасский уголь», который в России обогащается и продается на Украину уже вдвое дороже.

Самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики действительно поставляют уголь России, но информация о его перепродаже официально не подтверждалась. Пока, впрочем, запрет не введен. В середине апреля законопроект о запрете импорта угля из России был подан в украинское правительство. Российское Минэнерго, в свою очередь, заявляло, что РФ поставляет на Украину около 1 млн тонн угля в месяц.

Александр Пасечник отмечает, что Украина сама зачастую замалчивает происхождение получаемого угля — Киеву это выгодно. Аналогичная ситуация с газом: отказавшись от поставок из России, «Нафтогаз Украины» закупает газ по реверсу из Европы. Но физически это по большей части тот же самый российский газ, остатки которого продают Киеву европейские трейдеры. 

Закупать уголь, по словам Насалика, Украина намерена в Казахстане и США. Министр сообщил, что уже 23 мая из Соединенных Штатов на Украину прибудет рабочая группа для обсуждения поставок.

Ранее вопрос альтернативных закупок поднимался неоднократно (кстати, премьер-министр Украины Владимир Гройсман говорил, что 9 млн тонн из 24 млн тонн угля, потребляемого ежегодно, страна получает именно с Донбасса и альтернативы этим поставкам нет), речь шла о Штатах, ЮАР и даже Австралии. 

Эксперты отрасли отмечали, что африканский уголь мог бы стать решением проблемы, но оформление контрактов требует значительного времени. Американский же уголь закупать нерентабельно в силу высоких транспортных расходов.

Впрочем, по словам сопредседателя украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, любые импортные поставки в горизонте 12 месяцев оказались бы более чем на $200 млн дороже донбасских.

Однако закупки у России были сочтены «неприемлемыми с патриотической точки зрения». Об этом, в частности, говорил вице-премьер Украины Владимир Кистион.

Что касается логистических сложностей, то, по словам Марунича, мощность украинских портов на прием угля ограничена 400 тыс. тонн в месяц (4,8 млн тонн в год). Тогда как, по оценкам эксперта, дефицит угля на Украине в 2017 году составит не 5 млн тонн, как говорил Кистион, а 8 млн тонн.

В конце апреля Украину посетил министр энергетики США Рик Перри. Переговоры велись, как сообщалось, в том числе и о перспективах поставок американского угля. Учитывая, что стоимость поставок будет выше, чем из Донбасса или из России, возможно, будет реализована та же схема, что и в газовом секторе. Сейчас европейские институты предоставляют Украине кредиты, которые та тратит на закупку газа у европейских же трейдеров.

Если с углем ситуация повторится, Украина постепенно окажется в полной кредитной зависимости от США. 

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 19.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики