Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша ставит «Газпром» на деньги

Польша ставит «Газпром» на деньги

PGNiG требует от российского концерна радикальных уступок в поставках «голубого топлива»

Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG обратилась к Еврокомиссии (ЕК) с требованием оштрафовать «Газпром» за нарушение норм антимонопольного законодательства. Об этом в четверг, 18 мая, заявил глава компании Петр Возняк.

«Еврокомиссия должна финансово наказать „Газпром“ и создать конкурентные условия на рынке газа. Нарушения „Газпрома“ носят долгосрочный характер. Они довели до серьезных нарушений на рынке газа в Центральной Европе. Это касается как конкуренции на рынке газа, так и финансовых потерь потребителей», — сказал Возняк.

Как указывается в сообщении PGNiG, компания передаст свои предложения ЕК до 19 мая. Среди главных обвинений в адрес «Газпрома» — сегментация рынка, завышение цен на газ, зависимость цен на «голубое топливо» от контроля над инфраструктурой.

Польская компания считает, что «Газпром» должен предоставить клиентам «право единоразово устанавливать формулу расчета цены в контракте, которая будет связана с ценой на конкурентных европейских рынках, плюс предусмотреть механизм проверки этой цены в процедуре арбитража». PGNiG предлагает также, чтобы «Газпром» снизил со 100% до, как минимум, 75% объемы газа в долгосрочных контрактах, которые клиенты из Центральной и Восточной Европы должны забрать или выкупить в обязательном порядке.

Поясним: антимонопольное расследование против «Газпрома» ведется с 2012 года. Российский концерн тогда обвинили в несправедливой ценовой политике, препятствовании трансграничным перетокам газа и «контрактном связывании». 13 марта 2017 года Еврокомиссия опубликовала согласованные обязательства «Газпрома», которые должны решить эти проблемы, и теперь собирает с участников рынка отзывы об этих обязательствах. Помимо Польши, отзывы должны направить компании Болгарии и Прибалтики. После этого регулятор сможет утвердить обязательства и завершить антимонопольное расследование.

Но Польша, как видим, настойчиво лезет в бутылку. Означать это может только одно: поляки ищут способы сильнее надавить на «Газпром», и добавить себе дополнительные очки в переговорах с газовой монополией. По сути, польская сторона требует от «Газпрома» ряда радикальных уступок.

И здесь надо понимать: европейское законодательство предполагает два варианта антимонопольного расследования. Одно подразумевает штрафы, другое — согласование обязательств, которые компания берет на себя, чтобы снять опасения ЕК за конкуренцию в Европе.

Пока антимонопольное дело в отношении «Газпрома» велось как раз по второму пути. Однако, согласно правилам ЕС, если предложения «Газпром» не будут согласованы с рынком, то Еврокомиссия действительно может наложить на концерн солидный штраф.

Чего на деле добиваются поляки, сумеют ли они поставить «Газпром» на деньги?

— Последнее слово в этой истории не за поляками, а за Еврокомиссией, которая еще не вынесла резолюцию, — отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Ранее же, напомню, регулятор отмечал прогресс в отношении позиции «Газпрома», и каких-либо претензий к российскому концерну не выдвигал. На сегодня отзывы на обязательства «Газпрома» получены не от всех европейских контрагентов, и отрицательное заключение польской компании PGNiG здесь погоды не делает.

Должен заметить, что «Газпром» не сидит сложа руки, а проводит по отношению к европейским партнерам достаточно гибкую ценовую политику. Достаточно напомнить, что в ряде случаев концерн даже прибегал к практике возврата части денег по уже исполненным контрактам в виде так называемых возвратных бонусов. Это показатель как раз лояльности «Газпрома» к клиентам.

Нельзя поэтому сказать, что вся Европа российским концерном недовольна. Так что идти на поводу у поляков и полностью отходить от долгосрочных контрактов, как того добивается PGNiG, «Газпром» точно не будет.

С точки зрения российского концерна, только газовые цены, привязанные к нефтяной корзине, гарантируют долгосрочные инвестиции в отрасль. А это обеспечивает, в том числе, энергобезопасность европейского рынка газа. 

«СП»: — Почему Польша считает иначе, чего она добивается?

— Поляки пытаются максимально политизировать ситуацию, чтобы ловить рыбку в мутной воде. Напомню, Польша уже пыталась вставлять «Газпрому» палки в колеса, блокируя продвижение «Северного потока-2».

Именно из-за противодействия польского антимонопольного регулятора пять европейских компаний — Shell, Engie, OMV, E. On и Wintershall — отказались от первоначальных планов, и не вошли в капитал компании Nord Stream 2 AG — оператора «Северного потока-2». По сути, Варшава торпедировала схему финансирования, на которую «Газпром» изначально рассчитывал: 30% дают акционеры, 70% привлекается у банков. В результате, в январе 2017 стало известно, что «Газпром» будет финансировать строительство «Северного потока-2» самостоятельно, и в 2017 году потратит на эти цели 110,67 млрд. рублей.

Мало того, по иску Польши с 1 февраля прекращена действующая схема наполнения газопровода Opal (отвод от «Северного потока» мощностью 36 млрд. кубометров в год) — ЕК снова ограничила «Газпром» планкой 50%.

Официально Варшава прикрывается заботой об Украине. На деле интересы поляков вполне прагматичны. Польша боится, что вслед за украинским транзитом начнет сокращаться транзит газа и через соседние страны — например, через Белоруссию. А это означает сокращение транзита через территорию самой Польши, и прямые потери для польского бюджета.

Чтобы этого не допустить, поляки нагнетают истерию вокруг «Газпрома», и польские рогатки приходится так или иначе обходить. Тем более что русофобские настроения охватывают не только Польшу, но и страны Балтии.

«СП»: — Поляки действительно переплачивают за российский газ?

— Польша в свое время получала от «Газпрома» скидки на «голубое топливо», и вовсе не находится среди «изгоев», которые покупают газ у российского концерна дороже всех. На мой взгляд, проблема Варшавы исключительно в желании смешивать энергетику с политикой. Это тренд и нынешнего польского руководства, и тех компаний, которые ему подпевают.

«СП»: — Каковы шансы, что Польше удастся заставить «Газпром» платить штраф?

— Некоторый риск такого сценария сохраняется, но он, я считаю, весьма небольшой. Повторюсь, недовольных «Газпромом» в Европе единицы. Кроме того, даже если Еврокомиссия займет сторону поляков, у российского концерна будет право на обжалование решения в международном арбитраже, а это весьма небыстрая процедура.

Что до размера штрафа, речь идет о процентах с оборота за определенные годы. Это может быть сумма в несколько сотен миллионов долларов. 

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 19.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики