Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Единый рынок: газ даст старт интеграции России и Белоруссии

Единый рынок: газ даст старт интеграции России и Белоруссии

Вице-премьер Республики Беларусь Владимир Семашко заявил, что в ближайшее время Минск собирается активизировать переговоры с Москвой по единому рынку газа.

Напомним, что Россия и Беларусь в прошлом месяце подписали документ, который регулирует газовый вопрос на период 2017-2018 годов, по которому введение российско-белорусского единого рынка природного газа планируется на 1 января 2025 года. При этом, есть основания полагать, что Минск попытается перенести это решение на более ранний срок.

Единый российско-белорусский рынок газа – это цель Минска

Ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что Минску действительно хочется создать с Москвой такую экономическую конструкцию.

«Дело в том, что такая реформа предполагает, что в России и Белоруссии после этого будут стоять одинаковые внутренние цены на внутреннем рынке. Более того, Минск рассчитывает, что Москва после этого не будет повышать внутренние цены для Белоруссии до уровня некоторых своих регионов, но и напротив – еще больше их снизит», - констатирует Юшков.

Так что, как замечает Игорь Валерьевич, со стороны Минска это попытка получить более дешевый природный газ для своего внутреннего рынка за счет этого соглашения с Москвой.

«Это решение означает перевод Белоруссии на российские цены на природный газ, причем на одни из самых невысоких из них. Здесь для Минска существует прямая выгода, а для «Газпрома» все это грозит определенными финансовыми убытками», - заключает Юшков.

Поэтому совершенно ясно, почему белорусское правительство так активно выступает за введение единого газового рынка с Россией, тем более, учитывая тот факт, что сегодня Москва не взымает экспортную пошлину на газ, который поставляется «Газпромом» в Белоруссию.

Все издержки лягут на компанию «Газпром»

«Конечно, в результате этого соглашения доступ на белорусский рынок газа получит не только «Газпром», но и другие российские компании, которые занимаются газовыми поставками, но вряд ли они по экономическим причинам придут туда. Причина этого вполне очевидна – Белоруссия находится на очень большом отдалении от регионов добычи, а независимые компании в России поставляют газ в те регионы, которые находятся рядом с месторождениями. Это все, что ближе к Ямалу, т.е. Урал и центральная территория России», - резюмирует Юшков.

Причина здесь чисто экономическая – чем дальше идет газ по территории России, тем больше издержки, поэтому белорусский рынок ни «Роснефть», ни «Новатэк» не заинтересует.

«Просто чем дальше независимая компания качает газ, то тем больше она платит «Газпрому» за его транспортировку, в результате чего эти мероприятия становятся невыгодными. Поэтому при нынешних внутренних тарифах на транзит газа со стороны «Газпрома», другие российские компании на белорусский рынок совершенно точно не придут», - констатирует Юшков.

Для России – это политический проект

Единственной мотивацией для независимых компаний, как считает эксперт, по вхождению на белорусский рынок является политический момент в случае, если они захотят показать, что тоже торгуют природным газом за пределами Российской Федерации. Учитывая амбиции руководства этих компаний, такое возможно, но все равно в чрезвычайно ограниченном масштабе.

«Под этим предлогом «Роснефть» и «Новатэк» могут начать убеждать руководство России дать им разрешение на экспорт трубопроводного газа в Европу, что они добиваются от Кремля уже не один год, но наш президент своего согласия так и не дал», - заключает Юшков.

Все это говорит о том, что основную часть финансовой нагрузки от введения единого рынка с Белоруссией возьмет на себя «Газпром», что также ставит вопрос, а не потребует ли Москва от Минска взамен усиления интеграционных процессов в рамках единого государства.

В конце концов, МВФ недавно представил исследование, по данным которого с 2000 года белорусская экономика была субсидирована Россией путем своих льготных тарифов и прочей помощи на более чем 100 млрд долларов, а это колоссальная сумма, которая показывает, что Минск в финансово-экономическом плане сегодня полностью зависит от Москвы.

Единый рынок газа – часть интеграционной стратегии Москвы

«Конечно, эти льготы не рациональны с экономической зрения и обусловлены политическими причинами, причем в России на этот счет существует две точки зрения. Например, есть мнение, что такое спонсорство бывших советских республик может в итоге выйти нам боком – достаточно посмотреть на Украину, которая также очень сильно зависела от российских льгот, и что из этого в итоге вышло в контексте российско-украинских отношений», - резюмирует Юшков.

К Белоруссии, как утверждает эксперт, также есть вопросы – мы продаем Минску дешевые нефть и газ, а также строим белорусам АЭС на собственный кредит, но в ответ правительство Александра Лукашенко ведет крайне независимую от Москвы внешнюю политику.

«Минск проводит пробелорусскую внешнюю политику, которая иногда вступает в определенные трения с позицией Москвы, поскольку белорусы здесь исходят из собственных интересов, после чего сразу возникает вопрос о целесообразности этой политики льгот. Вследствие этого и появились геополитические идеи нашего президента Владимира Путина, согласно которым вся российская политика помощи постсоветским государствам должна идти в русле интеграционных процессов на пространстве бывшего СССР. Это, конечно, не возвращение Советского Союза в его прежнем виде, но новая интеграционная платформа, которая должна еще больше объединить и сблизить эти государства, где Россия будет безусловным лидером», - констатирует Юшков.

Таким образом, вся эта льготная политика в отношении Белоруссии строится как раз в русле такой стратегии, а не чистой экономической целесообразности, которой здесь на сегодня нет.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 24.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики