Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тьма египетская

Тьма египетская

Как Арабская Республика борется с дефицитом электричества

Египет, испытывающий в последние годы хроническую нехватку электричества, похоже, в ближайшие несколько лет сможет решить эту проблему. Веерные отключения, оставлявшие без энергии миллионы египтян, а также социальные и промышленные объекты, вызывали недовольство и массовые протесты, нередко с политическим оттенком.

В 2012 году занимавший тогда пост премьер-министра Хишам Кандиль публично признал, что Египет переживает энергетический кризис. Запущенные в стране проекты в ближайшие несколько лет позволят устранить его, возможно, даже создать некоторые излишки мощностей. Власти рассчитывают, что после завершения крупного проекта по строительству трех электростанций в стране как минимум будет ликвидирован дефицит электроэнергии. Планируется также развивать альтернативную энергетику и построить АЭС. Перспективы появления света в конце «египетского тоннеля» оценил корреспондент «Ленты.ру», побывавший на строящихся электростанциях «Сименс» в Арабской Республике.

Потушили свет

Первое, что бросается в глаза европейцу в Каире, помимо своеобразной жилой застройки и засилья битых автомобилей, — отсутствие света в ночное время в жилых домах. Если улицы еще кое-как освещаются, то на фоне черных массивов многоэтажек горят лишь отдельные окна. Египтяне также очень любят кондиционеры, выставленные на температуру в 10-15 градусов Цельсия. Так они спасаются от жары в летние месяцы. Но далеко не все жители Каира, не говоря уже об обитателях менее крупных городов, могут себе это позволить.

Обычным делом еще два-три года назад в самой крупной столице Африки было повсеместное отключение от электроснабжения целых районов, особенно в летний период. На несколько часов свет пропадал ежедневно. В 2012 году тогдашний премьер-министр Арабской Республики своеобразно пошутил, посоветовав египтянам для борьбы с жарой носить хлопковую одежду и собираться всей семьей в одной комнате, чтобы экономить электроэнергию — на освещении и кондиционировании помещений.

Кризис в энергетике усугублялся уходом иностранных компаний, занимавшихся добычей газа в Египте, на фоне сложной политической ситуации в стране и невыполнения обязательств египетскими властями. Заводы стали ограничивать в потреблении голубого топлива, перенаправляя его на электростанции. Генерация ежегодно все больше отставала от потребностей промышленности и населения. В то время в стране вырабатывалось примерно 25-26 гигаватт электроэнергии, притом что общий спрос достигал 29 гигаватт в часы пиковой нагрузки. Энергетический кризис негативно сказывался не только на египетской экономике, но и политической ситуации в стране. К 2014 году Египет прекратил экспортировать газ, превратившись в чистого импортера.

«Параллельно с этим отрасль несет большие технические потери электроэнергии при ее генерировании, передаче и распределении, а также в результате ее хищения, отсутствия охраны ее источников в отдаленных районах страны, старения и эксплуатации загрязняющих природу энергоустановок, плохо налаженной в этой области финансовой отчетности госэнергопредприятий», — отмечается в докладе старшего юриста юрдепартамента ЕБРР Стефани Уормсер. Эти факторы отрицательно сказываются на состоянии энергомощности, ведут к повышению затрат на генерацию, передачу и распределение, а тарифы на электроэнергию, по ее мнению, не позволяют добиться окупаемости этих затрат. В 2011-2014 годы правительство страны выделяло миллиардные субсидии энергетикам, которые в отдельные периоды достигали 20 процентов от всех государственных расходов.

Правительству пришлось ограничить поставки газа и электроэнергии на промпредприятия, из-за чего мощности были задействованы лишь на 60-70 процентов. Это, в свою очередь, стимулировало рост безработицы в и без того небогатой стране. В конце концов египетские власти вынуждены были пойти на поэтапное сокращение масштабного субсидирования энергетиков, что привело к росту цен на электричество на 70-80 процентов. Однако это не решало проблемы дефицита мощностей. 

Потребности населения и промышленного сектора в электричестве, по данным вашингтонского Института Ближнего Востока, опережали прогнозы, увеличиваясь на 12 процентов ежегодно. К 2013 году мощности в Египте достигли почти 30 гигаватт. Но и этот показатель оставался довольно низким для 86-миллионной страны. К примеру, в Южной Корее с населением 49 миллионов человек тогда вырабатывалось 80 гигаватт электроэнергии.

Большая стройка

В 2015 году немецкая корпорация «Сименс» договорилась с египетскими властями о строительстве электростанций в Бени-Суэйф, Новой столице (сюда планируют переселить чиновников из Каира), и Буруллусе суммарной мощностью в 14,4 гигаватта — около 45 процентов от всей египетской генерации. По завершении стройки каждая из них станет самой крупной в мире электростанцией комбинированного цикла, работающей на газе.

Проект также предусматривает в перспективе строительство до 12 ветропарков в Суэцком заливе и на западном побережье Нила общей мощностью 2 гигаватта, но окончательных договоренностей по этой части пока нет. Общая стоимость проекта оценивается в сумму до 8 миллиардов евро, строительство электростанций обойдется в 6,2 миллиарда. Партнерами немцев выступают Elsewedy Electric и Orascom Construction.

«Каждая станция состоит из четырех блоков. В блоке три турбины — две газовые и одна паровая по 400 мегаватт. На станции Бени-Суэйф, где мы находимся, уже введены в эксплуатацию три блока и шесть газовых турбин — по две на каждый блок. Пять работают, одна — на сервисном обслуживании. То есть станция в настоящее время выдает 2 гигаватта мощности. К концу 2018 года запустим все четыре блока, то есть 12 турбин, суммарная мощность достигнет 4,8 гигаватта. Капзатраты составят более 2 миллиардов евро», — рассказал «Ленте.ру» заместитель директора проекта Шериф Котб (Sherif Kotb).

По стройке, которая занимает площадь размером с небольшой населенный пункт, снуют деловитые строители, вокруг работает спецтехника, краны. А в 300-400 метрах — уже сданные корпуса, где гудят газовые турбины. Таким образом, электростанции работают фактически «с колес» — ввод в строй новых турбин продолжается параллельно с монтажом новых.

Первые мощности в рамках этого проекта в 4,8 гигаватта были введены в строй в рекордные сроки — всего за 18 месяцев, сообщил руководитель проекта Тьерри Тупен (Thierry Toupin). Именно сроки постройки и подключения к электросети, по словам менеджера, являются в данном случае беспрецедентными, поскольку энергопроекты такого масштаба зачастую сильно затягиваются. С завершением проекта в «Сименс» обещают полностью ликвидировать дефицит энергомощностей в Египте и даже создать некоторые излишки. Хотя об экспорте электричества речь не идет, уточнил Тупен.

Нажали на газ

В ближайшие годы рост спроса на электроэнергию в Египте будет составлять более 4 процентов ежегодно, сообщается в презентации «Сименс». При этом мощности должны увеличиваться на 9 процентов в год. В качестве топлива по-прежнему будут использоваться газ и нефть, продолжит развиваться гидрогенерация. К 2025 году в энергобалансе небольшую долю займут также возобновляемые источники энергии и уголь. Похожие данные приводит ЕБРР: почти 90 процентов электростанций в Арабской Республике работают на газе и нефти, еще 9 процентов — гидростанции, и лишь около 2 процентов — возобновляемые источники энергии. К 2020 году правительство Египта рассчитывает выйти на полную обеспеченность газом и отказаться от его закупок за рубежом.

В перспективе 15-20 лет в Египте может появиться и атомная генерация, соответствующее соглашение было подписано с России в ноябре 2015 года. Первую египетскую АЭС планируют построить в районе эд-Дабаа на Средиземном море. Россия готова предоставить кредит в 25 миллиардов евро.

По мнению гендиректора Фонда национальной безопасности Константина Симонова, в обозримой перспективе в Египте продолжат доминировать электростанции, работающие на углеводородах. «В свое время были очень амбициозные планы по развитию альтернативной энергетики в Африке. Египет этот тренд подхватил. Но на практике создание дешевой генерации с помощью солнца и ветра — иллюзия. Несмотря на якобы хорошие условия для развития таких видов электростанций, себестоимость производства окажется существенно выше, чем при использовании углеводородов», — пояснил он. Эксперт также указывает и на другие минусы, в частности колебание выработки электроэнергии в зависимости от времени суток и погодных условий. Позволить себе массовое внедрение чистой энергетики могут только богатые страны, субсидирующие такие технологии. Кроме того, по словам эксперта, Египет в скором времени может существенно нарастить добычу газа.

«В Египте начинается новый этап освоения средиземноморских месторождений, в частности Зохр (крупнейшее месторождение в Средиземном море с запасами 30 триллионов кубометров — прим. «Ленты.ру»), которое планирует разрабатывать Eni совместно с "Роснефтью". Понятно, что эти проекты будут ориентированы на экспорт, но власти страны, вероятно, делают ставку не на возобновляемую энергетику, а на углеводороды», — отметил он. Угольная генерация, по словам Симонова, также может появиться, поскольку угольная генерация — самая дешевая, если не брать в расчет экологические издержки.

Автор: Александр Волобуев 

Источник: Lenta.Ru, 26.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики