Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Добыча антиподов

Добыча антиподов

Австралия учит инвестировать в нефтегаз

Обострение соперничества на газовом рынке заставляет пристальнее смотреть на наших конкурентов. Тем более что у них есть довольно много любопытного. Сегодня чаще обсуждается экспорт газа из США, хотя гораздо более солидными по объемам являются поставки СПГ из Австралии. Там уже запущена целая серия заводов, по объемам Австралия надеется скоро обогнать Катар и выйти на 1-е место в мире по продажам сжиженного газа. К концу десятилетия мощности по производству СПГ приблизятся к 90 млн т.

Объем инвестиций в австралийский газовый сектор просто поражает. За довольно короткий период в газовые проекты в Австралии было вложено более $200 млрд. И это, обратите внимание, уже тогда, когда в России вовсю говорили про конечность эпохи углеводородов и бессмысленность новых проектов в нефтегазе. Очень похожая история, кстати, с Соединенными Штатами и их сланцевой революцией. Пока нам рассказывали, что в углеводороды вкладывают только дураки, а нефтегаз – архаичная отрасль, которой вообще не место в XXI в., Австралия и США привлекали гигантские инвестиции именно в углеводороды, находя новаторские технические решения. В Австралии это утилизация метана угольных пластов, а также огромные плавучие СПГ-заводы. Всем этим Австралия гордится – и по праву.

Но без неприятных моментов не обходится. Сложность проектов стала причиной их затратности и довольно серьезного роста издержек. Скажем, только у проекта Gorgon капитальные затраты оказались почти на 50% выше первоначальных. По ряду проектов себестоимость производства перелезла за $11–12 за миллион британских термических единиц.

Возник довольно неожиданный эффект для внутреннего рынка. Компании вынуждены поставлять газ на экспорт по долгосрочным контрактам. В итоге возник дефицит газа на внутреннем рынке, а в условиях либерализации цены оказались выше, чем даже в Японии, которую традиционно рассматривали как дорогой и премиальный рынок (ведь это чистый импортер газа).

Какие краткие выводы можно сделать из этого? У нас была возможность предложить азиатскому рынку газ с более низкой себестоимостью в больших объемах, нежели мы это сделали. Но мы в свое время момент упустили, в том числе и под давлением агрессивных сторонников диверсификации экономики. А потом вдруг мы бросились наверстывать упущенное и стали активно предлагать рынку СПГ-проекты, невзирая на затраты. Из огня да в полымя. Причем в значительной степени затраты берет на себя государство (даже если это проекты частных компаний). В Австралии основные риски несут мейджоры, что для государства более понятная схема.

Газ – топливо востребованное, но без оглядки на затраты, мотивируя только кейнсианскими целями, проекты делать смысла нет. Мы можем быть конкурентоспособными, но нужно уметь считать издержки и предлагать рынку разумные решения, не бросаясь из одной крайности в другую.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 29.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики