Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Диалог России с ОПЕК станет альтернативой нефтяной «гонке на выживание»

Диалог России с ОПЕК станет альтернативой нефтяной «гонке на выживание»

Инициативу министра энергетики РФ Александра Новака выработать новые принципы сотрудничества между ОПЕК и не входящими в картель странами после завершения действия венского соглашения, нужно было реализовывать "еще вчера". Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" высказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович

"Об усилении диалога России и государств ОПЕК в плане контроля за странами-подписантами по снижению нефтедобычи сегодня говорить бессмысленно. В первую очередь потому, что новые встречи на любом уровне с демонстрацией статистики своего государства по нефтяной отрасли не заставят поверить в чью-то честность больше, чем сейчас. Основной проблемой этого соглашения все еще остается отсутствие механизмов наказания за нарушение договоренности.

Другое дело, что ОПЕК и страны вне картеля, и Россия как очень заинтересованный игрок, должны повышать взаимодействие, чтобы добиться своих целей на нефтяном рынке. На сегодняшний день спекулятивный нефтяной рынок остро реагирует на данные США и западных агентств по нефтяному рынку, в результате чего цены на биржах сбиваются. Россия и ОПЕК могли бы противопоставлять собственные данные и прогнозы этой информации и тем самым повышать стоимость барреля", - считает эксперт.

Сегодня министр энергетики РФ Александр Новак Новак выступил за выработку новых принципов сотрудничества ОПЕК и государств, не входящих в картель. По его словам, необходимо создать новые рамочные принципы для продолжения устойчивого, долгосрочного сотрудничества между ОПЕК и странами вне ОПЕК даже после завершения срока действий венских соглашений. Министр подчеркнул: Россия выступает за проведение регулярных экспертных мероприятий с участием представителей ОПЕК и не ОПЕК по обсуждению актуальных тенденций развития ситуации на рынке нефти.

"В настоящее время рынок ориентируется на данные США об их нефтяных запасах, а также на сообщения Международного энергетического агентства и Агентства энергетической информации США. В зависимости от сообщений этих институтов на мировом рынке колеблется стоимость барреля. Россия и ОПЕК могли бы презентовать собственные заявления министров энергетики, публиковать свои прогнозы по тенденциям рынка и мнения экспертов. В том числе по достигнутым договоренностям нефтедобычи. Не факт, что эта работа стала бы решением всех проблем, но на определенный уровень выше сегодняшнего нефтяные котировки подняла", - полагает специалист.

ОПЕК и Россия кровно заинтересованы в высоких ценах на нефть

Первые договоренности ОПЕК о сокращении добычи на 1,2 миллиона баррелей в день с октябрьского уровня в целях стабилизации нефтяных цен были достигнуты в Вене 30 ноября 2016 года. А уже 10 декабря одиннадцать не входящих в ОПЕК стран 10 декабря согласовали сокращение своей добычи суммарно на 558 тысяч баррелей, Россия заявила о добровольном снижении на 300 тысяч баррелей в сутки. Соглашение заключалось на первое полугодие 2017-го с возможностью продления. 

На встрече в Вене 25 мая 2017-го все участники венского соглашения согласились продлить сокращение нефтедобычи еще на девять месяцев — до конца первого квартала 2018 года. Однако на фоне этого решения котировки против ожидания расти не начали – постепенное падение фиксируется до сих пор. Эксперты связывают это с тем, что ряд государств не захотели включиться в круг подписантов и сегодня получают дивиденды от того, что другие добычу сокращают. Наибольший вред соглашению наносит массовая добыча сланцевой нефти в США и Канаде.

"Тесная работа России с ОПЕК должна быть нацелена на жесткую конкуренцию в информационном поле нефтяного рынка. Картель и его союзники могут постоянно анализировать мировую ситуацию и доказывать: нефть является востребованным товаром, потребность в нем растет. А также выдавать экспертные заключения о динамике мирового потребления и доказывать необходимость заключения соглашений.

Альтернативой этой работе может быть только "гонка на выживание", когда игроки рынка начнут работать в условиях все усиливающейся конкуренции и ждать, кто разорится, чтобы "победитель" получил максимально комфортные условия. Но практика показывает, что мировые игроки боятся такого сценария больше всего. Даже Саудовской Аравии с ее крайне низкой рентабельностью нефтедобычи в последние годы приходится очень тяжело из-за резкого снижения нефтяных котировок и привычно высоких расходов государства.

Потому сближение России с ОПЕК необходимо, а в условиях жесткого демпинга со стороны США, Канады и ряда других игроков, этот вопрос становится все более актуальным. И так как картель кровно заинтересован в повышении цены барреля, ради этого он пойдет на сближение с любыми партнерами, которым может доверять. Россия в этом списке занимает одну из верхних строчек", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 31.05.2017
 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики