Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «Решение Стокгольмского арбитража показывает, что российско-украинский газовый контракт приводится к европейской модели»

И. Юшков: «Решение Стокгольмского арбитража показывает, что российско-украинский газовый контракт приводится к европейской модели»

Стокгольмский арбитраж признал недопустимым применение в контракте нормы «бери или плати», что стало поражением «Газпрома». Получается, что отметаются все претензии российской компании к «Нафтогазу» по этому вопросу. Самая большая сумма в иске как раз и заключалась в этом вопросе: Украина несколько лет не выбирала объемы газа, как должна была делать. «Газпром» насчитывал ей компенсацию за это нарушение контракта.

Плюсом для российской монополии является то, что Стокгольм не принял украинскую сторону по вопросу транзита, о чем Киев молчит. Украина требовала поднять тариф на транзит газа и, соответственно, предъявляла встречные иски «Газпрому». Стокгольмский арбитраж отмел эти претензии. Таким образом, произошел некий «взаимозачет». Но по суммам требования «Газпрома» к «Нафтогазу» были значительно больше. В этом плане российская сторога уступила Украина.

Но неясно, с какого срока арбитраж признал недопустимой норму «бери или плати». То ли с самого начала действия контракта, то есть с 2009 года, то ли с более позднего времени.

Решение Стокгольмского арбитража показывает, что российско-украинский газовый контракт приводится к европейской модели. Из документа убираются условия запрета реэкспорта, норма «бери или плати». В Европе к этому формату пришли не сразу, поэтому неясно, с какого момента действуют эти требования.

Плюс для «Газпрома» в том, что пересмотр цены идет с 2014 года. То есть с 2009 по 2014 цены оспариваться не могут. Поэтому неясно, какую именно цену на газ арбитраж посчитал несправедливой. Мы помним, что цена после госпереворота с учетом отмены скидок составила, если не ошибаюсь, 475 долларов за тысячу кубов, что является одной из самых высоких в Европе. Дальше она начала снижаться. Но явно, что Стокгольм считает справедливой не ту цену, о которой говорят украинцы. Они считают, что в 2014 году цена должна была составлять менее 200 долларов, что является очень низким показателем. Скорее всего, остановятся на середине. Отсюда будет видно, кто кого переборет и кому присудят выплачивать компенсации. Так что, история продлится еще долго. Стороны, скорее всего, будут протестовать против отдельных решений.

Автор: Игорь Юшков, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Politcom.Ru, 02.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики